Найти тему
ЭКСКУРС TV

Первая леди Крыма: история жизни Джаныке ханым, дочери хана Тохтамыша

О Чуфуте можно рассказывать много и долго. Шутка ли, город с многовековой историей, видевший осады ордынцев, побывавший столицей Крымского ханства и культурным центром караимов. Сегодня город мёртв, и его не оживят ни заповедник, ни туристы. Его можно и нужно осмотреть, но жить Чуфут не будет уже никогда. Зато будет жить его история и истории о нём.

Плоская вершина плато Чуфут Кале с трёх сторон окружена крутыми обрывами, и только с одной стороны к ней подходит относительно ровная дорога, которая упирается в мощную городскую стену и ворота. За стеной и воротами дорога продолжается “главной улицей”, а в сторону от неё разбегаются мелкие улочки и тропки: здесь действительно был город, и по тем временам не маленький. Полностью уцелевших зданий немного. Это частично сохранившаяся усадьба Чал Борю, усадьба Фирковича, две караимские кенасы (молельные дома караимов, о них я писал у себя на канале) и мавзолей Джаныке ханым. Он гвоздь программы.

Император Николай II у мавзолея Джаныке ханым
Император Николай II у мавзолея Джаныке ханым

В ордынские времена, а мавзолей Джаныке ханым это памятник ордынской эпохи, город назывался Кырк-Ер (иногда встречается транскрипция Кырк Ор). Большинство историков пытаются перевести название как “сорок укреплений”, однако в начале ХХ века крымскотатарский учёный Усеин Боданинский впервые выдвинул гипотезу о том, что “Кырк” это не числительное, а родовое имя. Нынешнее название плато и крепости возникло только в XVII веке, когда единственными насельниками Кырк Ера остались караимы. Тогда на карте Крыма и появился этот топоним: Чуфут Кале.

А так мавзолей выглядел в середине XIX века
А так мавзолей выглядел в середине XIX века

Ещё с ордынских времён главным зданием Кырк Ера была мечеть. Её называют мечетью Джанибека и датируют примерно 1345/1346 годом, такие даты обнаружены на камнях и именно хан Джанибек правил в те годы в Орде. Но в той же мечети обнаружен и другой памятный камень, с указанием на то, что мечеть выстроил хан Хаджи Герай. Вероятнее всего, мечеть действительно была построена в XIV веке при Джанибеке, а Хаджи Герай либо серьёзно обновил, либо вовсе перестроил здание.

Дюрбе. Почти современный вид
Дюрбе. Почти современный вид

Рядом с мечетью пропасть. С края обрыва открываются захватывающие виды на долину Ашлама Дере. А на краю пропасти стоит мавзолей Джаныке Ханым. Оказывается, на территории вокруг мавзолея ранее было кладбище, известное как Кале Азиз.

За решёткой мавзолея белый саркофаг. Могильные плиты сообщают, что похоронена там Джаныке Ханым, дочь Тохтамыш хана, умершая в 1438 году. Что любопытно, до XIX века имя дочери Тохтамыша читали как Ненкеджан, и только крымскотатарский учёный Осман Акчокраклы, исследуя надписи, поправил нас: Джанике (в переводе на русский душенька, душа моя). Его же перу принадлежит и художественная повесть о дочери великого хана, в основу которой положены многочисленные легенды о девушке. А сказаний не мало: то она жертва гнева отца и запретной любви, то спасительница народа во время изнурительной осады…

Но, как и в случае с Дилярой Бикеч, красивые легенды имеют право на жизнь, а я попробую вам рассказать о том, как было. Родина Джанике современный Казахстан. Именно там в молодости жил её отец, будущий ордынский хан Тохтамыш. Когда Джанике повзрослела, Тохтамыш выдал её замуж за своего друга и соратника бека Эдиге (того самого, который разрушил Эски-Кермен). Но увы, Тохтамыш впал в немилость к тогдашнему верховному правителю Золотой Орды, и они с дочерью и её мужем были вынуждены укрыться в Самарканде у самого эмира Тимура, более известного вам как Тамерлан. Таким беглецам Великий Хромец был только рад: в 1380 году он сделал Тохтамыша ордынским ханом, обязав его такой милостью себе по гроб жизни.

Мавзолей. Наши дни
Мавзолей. Наши дни

Однако Тохтамыш решил, что в ранге хана он гораздо более силён, и не хотел оставаться марионеткой в руках Тамерлана, восстав против него. Роковая ошибка. Тамерлан вышел войной на Тохтамыша и едва не уничтожил всю страну и самого бунтовщика. А тут ещё и зять Эдиге решил помочь гораздо более сильному сопернику. В результате после свержения Тохтамыша Эдиге стал фактически первым человеком в орде при марионеточных ханах. Тринадцать лет Эдиге ставил, кого хотел, и убирал, кого хотел. Ханы при нём имели имена, но не имели значения. Джанике, его супруга, стала в такой ситуации первой дамой Золотой Орды

Фрагмент Лицевого летописного свода с изображением хана Тохтамыша
Фрагмент Лицевого летописного свода с изображением хана Тохтамыша

Однако, на четвёртом хане вольница Эдиге закончилась, его просто турнули и столицы так же, как когда-то оттуда выгнали самого Тохтамыша. Эдиге, кстати, не будучи чингизидом, сам официально не мог занимать престол. После такого “предательства”, весьма характерного для тех времён в любом государстве, Эдиге бежал в Хорезм и скрылся за стенами Ургенча.

Интерьеры мавзолея и гробница Джаныке
Интерьеры мавзолея и гробница Джаныке

Но история Орды в те времена - это история постоянных переворотов. Пока хан - “предатель” осаждал Эдиге в Ургенче, власть в Орде захватил Джелял-эд-Дин. Это был сын Тохтамыша и брат Джанике. Вообще сыновья Тохтамыша давно мечтали вернуть отцовский трон, и в этих мечтах не беспочвенно полагались на Крым, а если быть точным, то на крымских беев из рода Ширин, оказывавших им всяческую поддержку.

Джеля-эд-Дин также осадил Ургенч, с требованием выдать ему сестру, но успехов не добился и откатился обратно в Сарай. А Эдиге остался кочевать в прикаспийских степях и основал там Мангытский улус, государство ногайцев, фактически не подчинявшееся Орде. Пока Эдиге кружил вокруг Сарая, выжидая удобного момента для атаки, Джанике отправилась в Хадж. По пути её благоговейно и с большими почестями встречали во многих домах: все прекрасно знали, чья жена к ним пожаловала. 1420 году жизнь Эдиге оборвалась вместе с жизнью хана Кадыр-Берды, очередного сына Тохтамыша и брата Джанике. Куда было податься овдовевшей Джанике? Ответ искать долго не пришлось: в Крым. Здесь были друзья, родственники, союзники. Возможно, многие крымцы (тогда на полуострове фактически уже жили современные крымские татары, называвшие сами себя "къырымлы" - "крымцы") к тому моменту ещё не забыли, что когда-то пост наместника Кырк Ера занимал Хаджи бек, дед Джанике. Скитания Джанике с прибытием в Крым закончились. Есть основания полагать, что дожила она до весьма почтенного возраста, так что легенды о юной девушке... Легенды о юной девушке прекрасны и печальны, но остаются легендами.

Всю жизнь Джанике страдала от раздора между близкими ей людьми: отцом, братьями и мужем. Она прошла долгие дороги от Волги до Самарканда и от Мекки до Кырк Ера. И, как и положено такой женщине, стала легендой. Мы знаем, кем была Джанике на самом деле, но пусть и легенды о ней живут в народном эпосе, она этого достойна.