Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. 6 октября отмечается день памяти Великой советской женщины - скульптора
Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953)
Будущая всемирно известная ваятельница родилась в Риге в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина, человека весьма состоятельного и влиятельного. В возрасте всего двух лет, девочка лишилась матери, скончавшейся от туберкулеза и отец, опасавшийся за здоровье дочери, принимает решение перебраться к теплому морю. До 1904 года семья Мухиных прожила в Феодосии, а после смерти отца Веру и её старшую сестру Марию приютили родственники, жившие в Курске. После того как Вера с отличием окончила гимназию, обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре. Здесь юная Вера Мухина , с детства проявлявшая большие художественные способности начинает всерьез учиться живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова.
На Рождество 1912 года с девушкой произошёл несчастный случай. Катаясь на санках с горы, она врезалась в дерево и сильно повредила лицо. На лечение она отправилась в Париж, где решила задержаться после выздоровления для продолжения обучения.
В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.
В Москву вернулась летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны.
Решив, что во время войны искусство может подождать оканчивает курсы медсестёр, и поступает на работу в один из московских военных госпиталей. Именно там произошло её знакомство с военным врачом Алексеем Замковым, который сначала находился в госпитале на лечении, а затем был оставлен для дальнейшего прохождения службы в качестве хирурга. Поженились молодые люди уже после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году.
Сразу после революции был разработан «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.
Наряду с маститыми мастерами, такими, как Андреев, Коненков, Меркуров в программу активно включались и молодые скульпторы, в числе которых была и Вера Мухина. Она принимает участие в конкурсах на создание скульптурных композиций «Освобождённый труд», «Революция», «Пламя революции» и других. Постепенно она входит в число ведущих мастеров нового советского искусства. Кроме скульптуры она занималась оформительством, промышленным дизайном и даже создавала коллекции модной одежды. Легенда приписывает ей создание легендарного граненого стакана. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но то, что она занималась разработкой дизайна стеклянной посуды это факт.
В 1925 году Вера Игнатьевна Мухина совместно с Надеждой Петровной Ламановой издали альбом «Искусство в быту». В этом же году их модели одежды в стиле «а-ля рюс» отправились в Париж на Всемирную выставку, где произвели настоящий фурор. К сожалению ни Мухину, ни Ламанову за границу не выпустили и вся слава досталась манекенщицам Лиле Брик и её сестре Эльзе Триоли.
Но тем ни менее стиль в те годы стал чрезвычайно моден в Европе, а за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи Мухина и Ламанова были удостоены Гран при. Особенно специалисты отмечали придуманный Мухиной «петушиный узор».
Но все же главным делом своей жизни Вера Игнатьевна считает скульптуру. В 1927 году её работа «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции, и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. После Второй мировой войны, работа перешла в собственность музея Ватикана в Риме и сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело и других гениев эпохи Возрождения.
В 1930 году Вера Мухина вместе с мужем и сыном Всеволодом оказываются в ссылке в Воронеже. Благодаря заступничеству Максима Горького, им достаточно быстро удается вернуться в Москву. Нужно сказать, что с семьёй Алексея Максимовича Горького Веру Мухину связывала многолетняя крепкая дружба. Когда в 1934 году при невыясненных до конца обстоятельствах погиб единственный сын писателя Максим Пешков, именно к ней безутешный отец обратился с просьбой о надгробном памятнике.
Конечно же, Вера Игнатьевна не отказала своему старинному другу и благодетелю, и сегодня беломраморная статуя молодого человека один из наиболее узнаваемых памятников Новодевичьего кладбища.
Другие знаменитые надгробия, в главном некрополе Советского Союза Созданные Верой Мухиной это памятник на могиле знаменитого оперного певца Леонида Собинова (1872 – 1934), который был её родственником, мужем двоюродной сестры.
Считается что эта скульптура, навеяна оперой «Лоэнгрин» Вагнера, где Собинов исполнял главную партию. Сама Вера Игнатьевна считала это изваяние лучшим своим творением.
Ещё один памятник работы Веры Мухиной установлен на могиле великой русской актрисы Марии Ермоловой (1853 – 1928)
В 1936 году Вера Игнатьевна победила в конкурсе проектов скульптур для украшения Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Работа Веры Игнатьевны Мухиной произвела настоящий фурор на Парижской выставке и вывела Мухину в ряды величайших скульпторов-монументалистов не только СССР, но и всего мира.
После окончания работы выставки статуя была возвращена в Москву, где ее установили возле Северного, тогда главного входа на ВДНХ.
В 1988 году состояние монумента было признано аварийным, но реставрационные работы были начаты только в 2003.
В 2010 году монумент был открыт. Причем вместо десятиметрового постамента, на который он был установлен ранее, воссоздано здание по проекту архитектора Иофана, в котором открыт музей «Рабочий и колхозница».
Вера Игнатьевна продолжала много и плодотворно работать.
Я уже говорил, что она была лично знакома с Алексеем Максимовичем Горьким и стала автором сразу трех памятников великому пролетарскому писателю: двух в Москве и одного на его Родине в Горьком, ныне Нижний Новгород.
Мало кто знает, что строительство грандиозного стадиона в Лужниках, было запланировано еще в предвоенные годы. Для украшения центральной спортивной арены Вере Мухиной было поручено изготовить огромную скульптурную композицию «Брут, убивающий Цезаря». Наверное, в сознании тогдашних идеологов Брут был прогрессивной личностью, эдакий предшественник народовольцев, убийца тирана. Интересно, что для Брута она попросила позировать собственного мужа Алексея Замкова, обладавшего весьма выразительной внешностью.
По вполне понятным причинам строительство стадиона было остановлено, и композиция осталась незаконченной. Но сегодня на территории спортивного комплекса две работы великолепного мастера
В 1942 году Вера Игнатьевна овдовела. Она сама изваяла памятник для могилы мужа на втором участке Новодевичьего кладбища. Эпитафия на белой мраморной плите гласит:
«Для людей я сделал всё, что мог».
Вера Игнатьевна пережила мужа на 11 лет и упокоилась рядом с ним в октябре 1953 года.
Памятник для её захоронения выполнила другая известная женщина-скульптор Нина Германовны Зеленская. Как бы продолжая эпитафию, на могильной плите Алексея Замкова на плите своей подруги она выбила: «И я тоже»
Вот такая удивительная судьба и история любви. На этом мои уважаемые читатели разрешите пожелать вам всего доброго. До скорой встречи!