Формально «Хад» выпуска 1963 года подан как вестерн. Некоторые назвали его антивестерном. Возможно, представленная здесь история – это похороны Америки времен сюжетов вестернов. Три Оскара, многочисленные хвалебные отзывы критиков, интригующий спор вестерн-антивестерн – вполне достаточно, чтобы посмотреть «Хада».
Мне с самого начала придется признать, что я не проникся историей. Прекрасная игра актеров, отлично прописанные характеры, присутствие глубокой мысли – всё есть. А вот увлекательности нет.
Вступление вступлено, переходим к фильму.
Техас, приблизительно 1960 год. В центре сюжета противостояние отца и сына Бэннонов. Старый Бэннон – скотовод прежней закалки. Человек, живущий на земле, землей и ради земли. Ранчо, скот, патриархальный образ жизни для него всё, сама суть существования.
Существования его и Америки. Но Америка стремительно меняется. Воплощением изменений является сын Бэннона Хад (Пол Ньюман – интересно, что он Оскара за «Хада» не получил).
Хад – это уже другое поколение. Извращенное, избалованное, надменное, циничное, живущее только ради своего собственного удовольствия – эгоист в полном смысле слова.
Что ему эта земля, скот? Только источник средств для удовлетворения своих прихотей. И между прочим этих средств из земли можно извлечь больше при меньшей затрате энергии, если продать владения нефтепромышленникам.
Между этими двумя героями находятся еще вое обитателей ранчо. Внук старшего Бэннона (и племянник Хада) Лонни и экономка Альма Браун. Лонни никак не может разобраться в конфликте деда и дяди. Дядя ему откровенно симпатичен своим лихим образом жизни. А в деде чувствуется основательность и мудрость.
Может быть, именно Лонни по-настоящему должен привлекать внимание зрителя. Его незамутненному взору представляется картина конфликта. Именно он должен решить для себя, кто прав, а кто виноват.
Между прочим, Хад не так уж и плох, не так уж и неправ. Недаром неожиданно для создателей фильма этот совершенно (по их мнению) отрицательный персонаж так понравился молодежи 1960-х годов.
Действительно, о чем он говорит отцу? О том, что жить по старинке бессмысленно. Мир изменился, изменился не волей Хада, а естественным ходом дел. Ну и чего тогда тянуть обратно в XIX век? Не продать ли ранчо нефтяникам и не отправиться ли жить в город? Это ведь разумно.
Экономка Альма старается смотреть на всё отстраняясь – это не ее конфликт. Но, что хуже для нее, она по-женски увлечена Хадом, но своим взрослым умом понимает его аморальность и никчемность.
Есть ощущение, что Альма занимает непропорционально значительное место в сюжете. Ей ведь в принципе всё равно, кто прав, а внимание зрителя она оттягивает.
Вот эти четыре характера и вертятся весь фильм так и эдак. Раскрываются они прекрасно, но вот сопровождающие историю события почти не двигаются. Картинка замерла. Ничего не происходит вне мирка Бэннонов. Статику трудно принимать, скучно.
Возможно, «Хад» из тех фильмов, что надо пересматривать, чтобы уловить все оттенки мыслей. Но в том-то и дело, что пересматривать его не тянет.
7 из 10