Ну что, почти полтора года — полет нормальный, мой сын подрастает, и мои материнские интересы с «колики-зубы-погремушки» переходят на тему воспитания. Поэтому я читаю книги, смотрю лекции, посвящённые воспитанию, общаюсь со знакомыми учителями и наблюдаю за мамами и детьми на площадках.
Существует противоборствие советского воспитания («а вот раньше») и современного, демократического или в некоторых семьях попустительского. Что одно, что другое — бесконечно хают. Советское за то, что вырастили людей без границ, а современное, как ни странно, тоже за отсутствие границ.
Когда я родила ребенка, у меня сразу были, так скажем, постулаты, которые должны стать основой моего воспитания. Я не могу назвать себя адептом какого-либо из подходов, в моей картине воспитания уживаются разные методики. Пока мой материнский опыт небольшой, и я больше наблюдаю. Но вот несколько моментов, которые смущают меня в современном воспитании.
Вседозволенность
Главный принцип новой педагогики — не навредить, не нанести травму, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности во всех смыслах и рос «личностью».
Стремление хорошее, я, например, тоже не хочу травмировать ребенка. Но проблема в другом, иногда стремление вырастить открытую миру личность превращается в безнаказанность. Некоторые мамы всеми способами пытаются не говорить «Нет», «Нельзя».
Проблемой это становится, когда из маленького мира семьи, где все считаются с маленьким человеком, он выходит в мир большой и тут у родителей и начинается головная боль. В особо сложных случаях она начинается у окружающих.
Все из-за того, что некоторые родители довольно невнимательно читают психологов. Может, замечали, как популярно у многих экспертов в области воспитания высказывание: «не воспитывайте ребенка, а любите его»? Такие посты в соцсетях набирают огромное количество лайков и восторженных комментариев.
Но меня всегда такое возмущает. Почему вдруг воспитание становится антонимом любви?
Для меня воспитывать — это привить ценности, научить себя вести в обществе и коммуницировать с другими. Разве это не про любовь?
При этом дальше обычно психологи пишут или говорят, что ребенку нужны границы. Он должен знать слово «нет» и говорить его сам. Но, возможно, не все дочитывают до этого места?
Жестокость
Современное воспитание гуманно. Специалисты призывают ограждать нежную психику детей. В итоге они практически не знают про трагедии и проблемы. Но как мне кажется, это приводит к тому, что дети совершенно не знают, насколько хрупок человек, к чему могут привести конфликты, драки или попытки навредить себе.
Этим летом была череда очень жестоких преступлений подростков, из-за которых мучительно погибли их ровесники. В комментариях к новостям пользователи писали, что волосы встают дыбом и раньше такого не было. Может, о таком просто умалчивали. А может, полное ограждение ребенка от реальности приводит к тому, что он становится жестоким, потому что просто не знает, к чему это приведет. Получается, попытка оградить от жестокости приводит к жестокости?
Когда случился теракт в Беслане, мне было девять. Мы обсуждали это с бабушкой, в классе с учительницей, я смотрела новости вместе с родителями и навсегда запомнила кадр, как раздетые дети бегут из здания к врачам и спасателям. Я всегда была чувствительным ребенком, я, конечно, не знала всех подробностей теракта тогда, но никто от меня это и не скрывал. Появился ли у меня страх? Безусловно, я волновалась, вспоминала эти выпуски новостей. Но я считаю, правильно ,что меня не ограждали полностью.
Недавно слышала предложение создать петицию против сказки «Конек-Горбунок». Там есть выражение «посадить на кол». Какой-то эксперт посчитал, что такие сказки могут навредить психику ребенка. В Таганроге даже уволили воспитательницу, которая читала сказку в детском саду.
Я не предлагаю рассказывать ребенку про пытки, ужасы и трагедии во всех красках. Но трагедии случаются, страшные вещи случаются, и до 18 лет оберегать его от всех кошмаров у меня ребенка просто не получится. Буду фильтровать, аккуратно объяснять. Может, сам целее будет.
Зацикленность на эмоциях
Активное слушание — самый популярный прием детских психологов. Это когда ты проговариваешь эмоцию, пока ребенок злится, плачет или наотрез не соглашается делать что-то, в том числе вытащить изо рта гусеницу. Нужно говорить: «я понимаю, ты злишься, потому что...». Инструмент классный, пользовалась им в работе с детьми и взрослыми. Но иногда это контейнирование переходит все разумные грани.
Была свидетелем, как мама уговаривала девочку сесть в машину и поехать по делам. Девочка отказывалась, у нее было плохое настроение и куда-то уезжать ей не хотелось. Сначала мать говорила дочери спокойно, что им нужно, дальше следовали аргументы. Дочь начала громко кричать, что не поедет. Мама сначала взорвалась, но потом вспомнила про активное слушание. Она три раза проговаривала эмоции девочки, и это только распаляло ребенка. В итоге дочь устроила истерику, мама стояла над ней и, как попугай, монотонно повторяла: «я знаю, тебе неприятно, не хочется, ты злишься, устала» и т.д. Выглядело это не здорово. Заокнчилось все тем, что папа девочки вышел из машины, поднял дочь с асфальта и одним движением посадил на автокресло.
Тут больше вопрос, как не перегнуть с активным слушанием и не переборщить с анализом эмоций. С одной стороны, это показывает ребенку, что ты пытаешься его понять, а с другой, как будто внутренне разбалтывает, если без конца ходить и говорить, что чувствует твой ребенок.
Наверное, все это больше про то, что нельзя бездумно следовать чьим-то рекомендациям, надо включать голову и сердце. Фанатичность убеждениям может извратить даже самую гуманную идею или самое бережное воспитание. Поэтому я как родитель хочу в первую очередь выработать в себе «педагогическую гибкость» — прислушиваться к себе и ребенку. Получится или нет — не знаю, но очень надеюсь, что смогу.
А что вам нравится или раздражает в современном воспитании?