Наступил долгожданный день, когда мы попали на консультацию к Ава-терапевту. Я записывалась в начале июня. 4 месяца ожидания были для меня пыткой. За это время меня одолевали сомнения, а надо ли вообще это нам? Я думала, что пропишут нам комплекс занятий, которые мы будем месяцами посещать. Возможно занятия ей не интересные, где с ней будут общаться карточками, как это обычно делают на подобных терапиях. Но всё оказалось иначе!
Еще пару месяцев назад мне выдали анкету, которую я долго заполняла и переписывала заново все это время. Ведь поведение меняется, следовательно многое отпало само собой и появилось что-то новое. Там были вроде бы простые вопросы, но такие сложные одновременно. Я должна была расписать беременность и роды, а также первые месяцы жизни, расписать все особенности поведения, артикуляции, слуха, зрения, реакций на разные вещи, какая любимая еда, в какие игры и как играет, что любит, что не любит и прочее. Анкета на 14 листов А4.
Всем привет, меня зовут Наталья, и я мама девочек-двойняшек (5лет). В июне 2023 Старшей двойняшке был поставлен диагноз - умеренный аутизм, синдром Аспергера.
Утром я своей Старшей дочке сказала, что мы с ней пойдем к педагогу-тёте, она будет учить её как себя вести хорошо, чтоб не плакать, не ругаться, и чтоб дома был мир и дружба. Видимо я подобрала правильные слова, потому что ребенок был очень этому рад, и довольный собирался на занятия.
Как только мы зашли в этот центр, сразу же началось тестирование. Педагог её начала поддевать и слегка провоцировать. Надо сказать, моя красотка держалась очень стойко. Она со всеми поздоровалась, застеснялась, немного велась на провокации, но не дергалась и не кричала.
Потом мы прошли в игровую комнату, похожую на комнату нейропсихологов. Были мы вдвоем с дочкой и два педагога. Я села отдельно, а они втроем рядышком за стол. Начался диалог между ними, дочку продолжали немного провоцировать вопросами. Попутно мне показывали как я должна реагировать в момент её возмущения, и как быстро купировать её крик:
— Ты с кем пришла к нам?
— С мамой!
— А мне кажется это не твоя мама!
— Нет, моя это мама! - Брови уже сдвигались, голос становился напряжным.
— Ну нет же, это же не мама?
— Я же говорю, это моя мама!!!! - уже кричала Старшая.
— Не кричи, а скажи: «Ты перепутала, это моя мама!»
И когда дочка повторяла спокойно эту фразу, ей давали жетон.
И такое упражнение они проводили многократно, и учили её свой гнев и крик переводить в спокойные фразы. Я дома это делаю постоянно, но здесь важно подкреплять это всё поощрением.
Дома я должна завести магнитную доску «Поведение»,
где обеим дочкам буду клеить жетоны-магниты. Обучаться всегда лучше вместе. Каждый день выдавать одно и то же задание на поведение, например - День без крика. Пока мы не справимся с этой проблемой. Затем задание поменяется на другое. В конце каждой недели буду выдавать подарок. Например вкусняшку, игрушку, или поход в парк аттракционов, или любое другое поощрение.
Я знала о таком методе. Ведь я так к горшку приучала их обеих. :)
После непродолжительного общения педагог сказала:
— Ну это же потрясающе! Она у вас очень интеллектуально развитая девочка, отличный словарный запас, хорошая речь, потрясающее поведение. Она будто уже давно занимается у нас. Вы, мама, большая молодец, прямо видно вашу работу над ней, видно, что вы многое уже победили, и купировали. Ваша работа очень сильно заметна. Браво!
Я не ожидала это услышать, ведь они видят её впервые. Они не знали какой она была раньше, и я здесь неоднократно писала о наших успехах, о том, что я вижу наш прогресс. Многое ушло, что меня волновало ранее. Я сияла на этом занятии.
Помимо экспрессивного поведения дочки, у меня были беспокойства по поводу того, что она меня не с первого раза слышит и не выполняет просьбы.
На что мне пояснили, что это абсолютно нормально в её возрасте, и дети слышат с третьего и более раза. У меня упал камень с плеч.
Младшая дочка послушная, она слышит с первого раза и сразу выполняет. Поэтому я ждала этого же от Старшей.
Эмоции
Остро стоит у нас вопрос эмпатии, а точнее её отсутствия. Старшая может сделать кошке больно, если кто-то ударился, она не поймёт его боль и не будет сострадания от нее. Чувства тоже надо воспитывать. Для начала мы научимся выражать эмоции с помощью репетиции у зеркала. Оказывается у нее все эмоции одинаковые на лице. И злость, и радость, и обида. Надо потренировать с ней этот момент.
Педагог объяснила, что сначала мы учим какие эмоции в какой момент уместны, она это выучит и запомнит, будет выдавать автоматом, а со временем она начнёт их реально ощущать. Я на это надеюсь очень!
Бережное отношение к вещам
Старшая ломает наш дом. Она кидает игрушки так, что остаются вмятины в полу и стенах, игрушки разлетаются в щепки. Она делает это и в игре, и в радости, и в гневе. Также может сломать что-то из моих вещей.
Нам посоветовали терапию: «Ласково и нежно».
Когда мы убираем игрушки, я повторяю: «Ласково и нежно мы кладем игрушку в коробку», как мантру это повторять и придет понимание. Я конечно уже это испробовала, это работает.
Рутинные дела
У ребенка нашего возраста должны быть домашние дела. Я составляю список дел на день. Для этого мне нужно две колонки: нужно сделать и сделано. Мне предложили сделать плакат с липучками. Сказали не покупать, а сделать самой, нарисовать картинки. И приклеить липучки. И какой самый главный момент, я неделю назад на валдбериз купила моток ленты-липучки для одежды. Господи, это был знак! 😂
Так какие же дела можно дать ребенку? А самые абсурдные, тут дело не в заданиях и их нужности, а в их исполнении. Например: «Сегодня ты весь день следишь, чтоб обувь в прихожей стояла ровно». Как только дело сделано, мы это задание переносим в раздел «Выполнено».
Также за выполненные задания выдается поощрение. Например конфета, любимый мультик, или любое другое, что придет на ум.
Физиологические проблемы
Поведение не всегда обусловлено воспитанием. Любое необычное поведение может быть симптомом. Зависимость от фаз луны, а также не равномерность поведения (она может быть самой исполнительной, ласковой, нежной девочкой, а завтра ходить бубнить свое недовольство и требовать грозным тоном всякий абсурд), иногда эти скачки обусловлены кровотоком. Нам посоветовали сделать допплер сосудов и артерий, а также эхо ээг. Насчет этого я посоветуюсь с нашим неврологом. Мнение врача для меня первично.
Остеопат
В тему кровообращения, нам сказали посещать остеопата. Потому что ребенок упал неудачно, или спал в неправильной позе, кровоток нарушился, и появилось это противное поведение. Также гипоксия при кривошее влияет на это всё тоже. А кривошея у нее была, при этом я забыла это указать в анкете. И исправил её остеопат-мануальный терапевт.
Остеопата мы с самого рождения на протяжении всей жизни проходим исправно и регулярно. Последние 2 года только были всего дважды. Сейчас буду более серьезно относиться к этому вопросу, и посещать его раз в сезон, как советовал сам остеопат.
Она считает себя центром Вселенной
По середине игры с педагогом, Старшая просто остановила игру и сказала: «Я не хочу играть больше». И ушла к игрушкам.
Когда её позвали, она ответила: «Я не пойду, потому что не хочу к тебе идти».
Потом дочка захотела пить, и в требовательном тоне говорила: «Дай мне воду, мама!» Я сказала, что у меня воды нет, и надо попросить у тети Оли (второго педагога), ну и она не долго думая точно такой же фразой и тоном сказала это же тете Оле. Я чуть сквозь землю не провалилась, ведь я все время учу её вежливости.
Мне сразу пояснили, что вероятно я очень много уделяю внимания её потребностям, она чувствует себя королевой, центром Вселенной, где весь мир крутится вокруг нее. Возможно я излишне стелюсь перед ней. Возможно выделяю её в нашей семье.
Я так не считаю, более того, я поговорила об этом с мамой и мужем. Это те люди, кто знает всё изнутри и видит, как я общаюсь с детьми. Каждый согласился со мной, что я не пою дифирамбы дочке, не стелюсь, не выделяю её, не растворяюсь в ней. И вообще не делаю ничего, что дало бы ей повод считать себя королевой положения.
Тогда откуда эта самоуверенность? Откуда замашки царские? Откуда эта дерзость?
Я боюсь с этим, ставлю её на место, объясняю, что так разговаривать нельзя. Учу говорить другими фразами. Есть конечно подвижки, но мизерные.
Заключение
Так как информации было много, я наверняка что-то упустила. Мне нужно всё это переварить. Я уверенна, что буду дополнять эту статью, и писать продолжение.
И что самое главное: никакая терапия нам в этом центре не требуется.
Все мои запросы к Ава-терапевту я смогу проработать дома. Что меня очень удивило и обрадовало. Поведенческие особенности я смогу скорректировать сама. И нет каких-то серьезных проблем. Есть крупицы, которые требуют коррекции, и все вместе кажутся какой-то проблемой. Но это не так.
Для ребенка-аутиста чрезвычайно важен домашний комфорт, семейный уют, психологически здоровая атмосфера дома. Где царит любовь, уважение, счастье. В этой атмосфере ребенок будет правильно развиваться. И вся симптоматика будет сходить на нет. Да и вообще, для любого ребенка это важно. Но если обычный ребенок сможет расти в разной обстановке, и возможно даже избежать последствий различного психологического рода в плохих условиях дома (когда родители ругаются между собой, когда кто-то дома страдает алкоголизмом или к ребенку плохо относятся и прочее), то аутист не сможет с этим справиться и симптоматика будет ухудшаться.
Моей душе стало легче, аж дышать захотелось полной грудью. Я рада, что меня направили в нужное русло, подсказали дальнейший путь и наметили план коррекции поведения. Собственно за этим я туда и ходила. Я рада, что все мои усилия не зря.
PS: У нас же за последние дни есть еще один прогрессище! О первом я рассказала здесь >>>
А вчера она начала жестикулировать руками при своей речи. Это тоже очень-очень хороший знак. Всё, мама счастлива, мама спокойна!