С одной из моих читательниц (и по совместительству героиней одного из ближайших выпусков моей передачи «ZVучать») мы сегодня - так получилось ввиду определенных обстоятельств - обсуждали то, что массовая (и не очень) культура последних десятилетий совершенно не готовила людей к каким-либо потрясениям. Не то чтобы потрясения - это прекрасно и только их и надо предвидеть. Нет, не то и не так. Просто жизнь - она же не бесконечная брусничная поляна, а жизненные переживания - это не прям чтобы сплошь десерт со взбитыми сливками. Но все дело в том, что суровые события (а времена у нас с вами суровые, как ни крути) требуют от людей, что называется, внутренней глубины прокопа.
Сложно выехать на нарративчиках, которые человек получал из дебелых стендап-шоу с шутками про «онлифанс». И получилось так, что в инструментарии многих людей просто не оказалось ничего, что могло бы помочь им осмыслить и духовно переварить происходящие события.
Многие нетвойнисты - они же как раз и вышли из этого культурного несварения. Их годами кормили переломотым, быстрорастворимым культурным геркулесом. А потом резко - нА шмат мяса, дерзай… Не все сдюжили, конечно.
А теперь представьте, что нечто подобное происходит сейчас с близкими воюющих ребят. Они ведь точно так же долго варились вот в этой вот кем-то уже однажды съеденной культурной пище. Но им при этом нельзя отвернуться, нельзя вообразить, будто бы ничего не происходит. Они нос к носу столкнулись с великими, суровыми событиями, которые и сильных духом-то могут смолоть в муку за минуту. А слабых - и подавно. И не смотреть, отвернувшись, близкие воюющих не могут: ситуация не позволяет…
Вот это вот все - это тоже следствие бесконечных хихонек и хаханек, на которые наше население натаскивали долгие годы. Публично называя «совок» - «кринжем», «унылым гэ»… Да как только не называя.
А вон оно как в итоге все обернулось-то… Культуры переживания жизненных трагедий у многих нет как инструмента в их внутреннем наборе. Понимаете, как страшно? А это действительно ОЧЕНЬ страшно…
Теперь воюющие и их близкие, подобно каким-то мученикам-первопроходцам, заново возвращают общество к глубинности культуры. К отходу от повсеместного стендаперства. К тому, что культура - вообще-то - должна в первую очередь учить человека примиряться с суровостью этой жизни. Потому что милые радости своего существования человек и так способен воспринять, сам.