1. Краткая историческая справка
Петр Столыпин родился 14 апреля 1862 года в Дрездене, столице Саксонии, в семье генерала Аркадия Столыпина и дворянки Натальи Горчаковой, чьи корни уходили к Рюриковичам. У Петра так же были два брата: Александр и Михаил, и сестра. Дворянский род Столыпиных существовал уже много веков, а сам Петр имел прямое родство с Михаилом Лермонтовым, русским известным писателем. Свое детство будущий политик провел в Середниково, а в 1869 году семья переехала в Колноберже. Петр пошел в гимназию, прожил немного с родителями после ее окончания, и поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение, где в то время преподавал Дмитрий Менделеев. Знания помогли Столыпину закончить ВУЗ на отлично, и его смогли взять на службу коллежским секретарем, а спустя три года он уже имел чин титульного советника. В марте 1889 года его перевели в Министерство внутренних дел, где Петр стал председателем Ковенского суда мировых посредников, где он прослужил целых 13 лет. В 1902 году его назначили губернатором в Гродно, Столыпин работал в местности с разнородным населением, отлично понимал специфику губернии, поэтому и инициировал открытие еврейского народного, ремесленного и женского приходского училища. Здесь он реализовал свои идеи по разрешению крестьянского вопроса, ликвидировав чересполосицу, начав расселение крестьян по хуторам, внедрив мелиорацию и сельскохозяйственное образование для крестьян. Его труды нередко встречали сопротивление от землевладельцев, которые были убеждены, что образование должно быть доступно только обеспеченным классам, на что сам Столыпин отвечал: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии…».
Меньше чем через год Петр стал губернатором Саратовской губернии, где царили анархия и постоянные крестьянские бунты, а частые смены губернаторов только усугубляли ситуацию. Столыпин сразу же начал менять положение дел: проводилось асфальтирование, ремонт и газовое освещение улиц, модернизация телефонной сети, строительство водопровода, больниц и учебных заведений. Правда, с началом революции в 1905 году в губернии вновь вспыхнули недовольства и революционные движения, а на Столыпина стали производиться покушения. Однако, Петр бесстрашно въезжал в бушующую толпу, успокаивал разговором или смирял угрозами, что помогало успокоить бастующих крестьян, которые стали верить и уважать своего губернатора. Постепенно Саратовская губерния из самой бушующей стала самой спокойной губернией в Российской Империи, а за самим Петром стал наблюдать император Николай 2.
В апреле 1906 года Столыпин был вызван телеграммой в Петербург самим Царем. Здесь император предложил ему пост министра внутренних дел, от чего Петр сначала отказывался из-за страха собственной смерти, но после уговоров все же принял этот пост. Сразу же он построил для себя программу: «Сначала успокоение, потом – реформы!», и в этом он был прав. Дума, однако, была настроена весьма враждебно по отношению к правительству и не собиралась сотрудничать с новым министром, что очень сильно тормозило работу. Столыпина, как и предыдущих министров, не слушали, а только требовали его отставки. В июле 1906 года Государственная дума была распущена, Петр Аркадьевич назначен премьером с сохранением поста министра внутренних дел, и работа потихоньку пошла в гору.
12 августа 1906 года на Столыпина было произведено первое покушение: пострадала от взрыва дача премьера на Аптекарском острове. Теракт не был удачным, самого министра не задело, однако погибли 24 человека, а его дети были ранены. Почти сразу же, буквально через 5 дней, выходит указ о военно-полевых судах, которые имели право разбирать политические дела в течение двух дней и приводить приговоры в исполнение в течение суток. За период 1906-1910 гг. было внесено 5735 смертных приговоров, из которых 3741 приведен в исполнение, что все же напугало общество, ведь до этого, с 1825-1905 гг. государство вынесло только 625 смертных приговоров, из которых 191 был исполнен. В народе появилось выражение «столыпинский галстук», означавшее виселицу.
Позже, 5 октября, последовала аграрная реформа, уравнивавшая крестьян в правах с остальным населением, так как общество стало успокаиваться и пришло время переходить к реформам. Крестьяне получили свободу передвижения, право на получение паспорта, поступление в учебные заведения и на государственную службу, а зажиточные крестьяне с большим количеством земли отныне могли участвовать в земских выборах. Следующим шагом стал указ о расформировании устаревшей общинной системе, когда крестьянин жил в общине, которая его обеспечивала, защищала и платила за него. Теперь каждый мог выходить из нее и получать отдельный участок – либо с домом, либо без. За время Столыпинских реформ с 1907-1915 годы из общины вышло 3 млн. хозяев, образовалось 1,6 млн. участков.
Во всех своих действиях Столыпину приходилось бороться с несогласием и непониманием, лавировать между думскими кругами, высшими сановниками, императором и его окружением. Его не любили антисемиты и националисты за попытки решения еврейского вопроса, либералы и высшее общество за образование крестьян и решения крестьянского вопроса, а само общество за «столыпинские галстуки». Даже сам Николай 2 критиковал Петра за то, что тот его загораживал, а Александра Федоровна (жена Николая 2) за нелюбовь к Распутину (уважаемый и известный народу старец и друг императорской семьи, крестьянин села Покровское Тобольской губернии). С начала 1911 года в отношениях между императором и его премьером наступила холодность, по большей части из-за того, что Николай 2 полагал, что Столыпин имеет намного больший авторитет в обществе, нежели он сам. Разногласия произошли из-з предложения премьера ввести в западные губернии выборные земства, с чем не согласился император. Столыпин порывался подать в отставку, но Царь почему-то ее не принял.
К лету 1911 года стало ясно, что Петр Аркадьевич в скором времени уйдет с своего поста ввиду ряда важных причин. На это повиляли и охладевшие отношения с самим Императором, и нелюбовь к нему Царицы и Распутина, и ненависть со стороны высших кругов. Однако все случилось ровно так, как и предполагал Столыпин, когда отказывался от поста премьера, понимая, насколько высок риск. Во время визита императора в Киев в 1911 году в сопровождении своего премьера, которому даже не подали экипаж, 1 сентября императорская семья, правительство и сановники собрались в киевском театре на премьеру оперы «Сказка о царе Салтане». Во втором антракте Столыпин подошел к оркестровой яме, прислонившись к ограждению, чтобы побеседовать с военным министром Сухомлиновым. Неожиданно к нему подошел неизвестный и выстрелил в упор из браунинга. Раненный в грудь Петр подошел к императору, благословил его и потерял сознание на виду у всей императорской семьи. 5 сентября премьер скончался, его похоронили в Киево-Печерской лавре, исполнив его завещание: «Похороните меня там, где меня убьют».
2. Описание деятельности
1. Аграрная реформа
Столыпин стал известен не только благодаря своему положению в обществе и нахождению в близком кругу Императора, но и благодаря своим реформам. Одной из самых популярных стала аграрная. Краткосрочной целью реформы стало разрешение аграрного вопроса, как источника всеобщего недовольства, долгосрочной – устойчивое процветание и развитие с/х и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику. Реформа так же была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях, реформой не затрагивались казачье землевладение и землевладение башкир.
Цели:
∙Повышение прав собственности крестьян на землю (замена коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян).
∙Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений.
∙Повышение эффективности крестьянского вопроса с/х. Правительственные мероприятия состояли, прежде всего, в поощрении выделения крестьянам участков.
∙Поощрение покупки частновладельческих земель крестьянами, через разного рода операции крестьянского поземельного банка (льготное кредитование).
∙Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование.
∙Расширение агрономической помощи (консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
∙Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Аграрный вопрос:
Аграрный вопрос состоял из двух независимых друг от друга проблем: 1. Измельчание крестьянских наделов, обезземеливание части крестьян, нарастающей бедности и упадка хозяйства в деревне; 2. Традиционное непризнание крестьянскими общинами права собственности помещиков на землю.
Городское население росло значительно медленнее, чем население в целом, а переселение крестьян в Сибирь на неосвоенные земли и покупка крестьянами помещичьих земель не были настолько интенсивными, чтобы компенсировать такой быстрый прирост населения. Обеспеченность крестьян землей начала падать, средний надел на душу также снизился. Уменьшался не только надел, но и его размер, приходящийся на крестьянский двор: в 1877 году в европейской части России было 8,5 млн. дворов, а в 1905 году уже 12 млн. Государство пыталось бороться с семейными наделами, издав в 1893 году особый закон, но ничего так и не изменилось. Одна из важнейших причин, сдержавших переселения крестьян на новые земли заключалась в отсутствии у них для этого необходимых средств, а выделяемые для этого правительством кредиты не позволяли увеличить масштабы и темпы переселения. В то же время росла неравномерность обеспечения землей крестьян, а государство попросту не располагало таким земельным фондом, чтобы решить эту проблему. Но был еще ряд причин: 1. Переселение означало отток за Урал дешевой рабочей силы, а значит, удорожание заработной платы и возрастание производственных расходов помещиков; 2. Расширение сибирского оазиса сельского хозяйства означало создание за Уралом конкурентного фактора; 3. При отсутствии в Сибири дворянства возникали опасения создания за Уралом своей системы управления.
Вторая часть вопроса, состоявшая в непринятии крестьянами всей правовой структуры земельной собственности, решалась тоже весьма трудно. При освобождении крестьян часть земель, обрабатывавшихся ими в крепостном состоянии в свою пользу, осталась за помещиками. Крестьяне упорно помнили об это земле и считали ее изъятие несправедливым. Кроме того, разграничение помещичьих и надельных земель зачастую было очень неудобным из-за расположения и плодовитости земель. Все эти земельные отношения служили источниками конфликтов.
Крестьянские волнения:
Почти постоянные крестьянские волнения особенно усилились в 1904 году. С весны 1905 года усилились настолько, что происходящее начало расцениваться как революция. Волнения в самой легкой форме имели вид самовольных порубок в принадлежавших помещикам лесах, т.к. крестьяне, почти не имевшие леса на своих территориях, считали плату за использование частного леса грабежом. Более серьезным видом беспорядков была самовольная запашка помещичьей земли. Так как урожай созревал только через определенное время, крестьяне переходили к другим действиям только в случае долговременной безнаказанности. В 1906 году крестьяне начали засевать помещичью землю, будучи уверенными в том, что Дума скоро примет решение о национализации и безвозмездной передаче крестьянам помещичьих земель. Еще более серьезными выступлениями была «разборка» земель помещиков на все то, что не относилось к с/х. Насилие и убийство помещиков были редкими лишь потому, что большинство помещиков и их семей покинуло имения еще до начала беспорядков. Однако это не исключало случаев поджогов имений и насилия по отношению к полиции, что и стало самым крайним случаем проявления недовольств крестьянами. Действующие на тот момент правила разрешали стрельбу войскам, чем они и пользовались для разгона толпы. Более мирным, но все еще эффективным способом показать свое недовольство стал сговор отказаться выполнять заключенные с помещиком договоры, пока их условия не будут изменены на более выгодные.
Действия правительства (до Петра Столыпина, в каком состоянии проблема перешла под его контроль):
На данном этапе власть проявляла крайнюю нерешительность в решении аграрного вопроса, так как самое развитие началось при Столыпине.
∙23 января 1902 года было образовано Особое совещание о нуждах с/х промышленности, которое начало свою деятельность с большим размахом. Были сведены места, для чего был организован 531 местных комитет.
∙5 апреля 1905 года был издан указ о прощении недоимок и долгов крестьян по ссудам из продовольственного капитала и на обсеменение полей, выданных во время неурожая 1891-1892 годов.
∙Произошла отмена выкупных платежей. 3 ноября 1905 года Высочайшим манифестом и сопровождающим его указом выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью.
∙4 марта 1906 года были учреждены комитет по землеустроительным делам при главном управлении землеустройства и земледелия.
Непосредственное участие Петра Столыпина в решении вопроса и проведении аграрной реформы:
8 июля 1906 года, не успев принять ни одного закона, первая Дума была распушена. С открытием второй 20 февраля 1907 года, ничего не изменилось. 10 мая 1907 года Столыпин выступил перед Думой со своей программной речью, содержавшей всю развернутую программу реформ, но проявившиеся при этом отторжение правительства и явная неприязнь Думы к фигуре Петра, министр решил не вносить в Думу уже частично или полностью готовые законопроекты реформы, а распустить ее при первой возможности. Что и произошло 3 июня 1907 года. Многократно им высказывались идеи, что Столыпин пришел к мысли об аграрной реформе далеко не один: ему помогал Сергей Кражановский, автор текста важных законопроектов и речей Столыпина, и Владимира Гурко. Вот отрывок речи Петра Аркадьевича при обсуждении земельного законопроекта в третьей Думе:
«В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определённое развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землёю, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя.…
Неужели забыто … что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу?…
…Настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения…»
«…безрассудно было бы думать, что такие результаты достигнуты по настоянию правительственных чинов. Правительственные чины много поработали над делом землеустройства, и я ручаюсь, что работа их не ослабнет. Но я со слишком большим уважением отношусь к народному разуму, чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению»
9 ноября 1906 года издается главный законодательный акт аграрной реформы. Указов был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян – полноправных собственников земли. Собственность на бывшие надельные земли оставалась, но с ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам, а в принимать в залог бывшую надельную землю мог только Крестьянский поземельный банк (государственное кредитное учреждение 1882-1917). Закон стимулировал выхода на отруба путем предоставления собственникам отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники были уравнены в правах со старыми подворными владельцами, они не могли огораживать свои полоски и должны были пускать на них скот односельчан.
14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», представлявший собой закон 1906 года, который, после бесчисленных обсуждений и правок, был внесен в третью Думу. Все общины, в которых не было общих переделов, с момента наделения их землей, признавались общинами с подворным землевладением. В тех общинах, которые производили переделы, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать укрепления земли в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 года.
29 мая 1911 года был издан закон о землеустройстве. Он существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов. Был внесен в первую Думу в 1906 году, однако принятие затянулось. Положения: 1.Возможность принудительного разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель; 2. Четкий перечень тех земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев; 3. Право любого селения требовать выдела земли; 4. Отдельный домохозяин может требовать выдела себе земли к одному место только до решения общины о переделе, и если это возможно без особых затруднений; 5. Полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев; 6. Возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землей.
27 августа 1906 года вышел указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения». Все казенные земли с/х назначения подлежали, по мере прекращения действующих договоров арены, продаже крестьянам через Крестьянский банк. Вопрос оценки продаваемых земель и организация землеустроительных работ были возложены на местные землеустроительные комиссии.
Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний»:
1. Для поступления на учебу и в духовное звание более не требовалось разрешение сельского общества.
2. Дозволялось поступать на гос. Службу, оканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества.
3. Разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ.
4. Разрешалось увольняться из сельских обществ, не испрашивая их согласия.
5. Крестьянам, как и всем другим лица бывших податных сословий, дозволялось поступление на гос. Службу.
6. Были полностью отменены подушная подать и круговая порука.
7. Было отменено наказание крестьян земскими начальниками и волостными судами за мелкие поступки, не перечисленные в законе.
8. Крестьянам, которые имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участвовать в выборах в Гос. Думу.
9. Крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания.
10. Уездные съезды могли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности.
При начале аграрной реформы аграрные волнения, достигшие пика в 1905-1906 годах, пошли на спад. Причины: 1. Интенсивные карательные мероприятия; 2. Общее прекращение революционных волнений и стабилизация обстановки по всей стране; 3. Начало реальных мероприятий по укреплению земли в собственность и разверстанию земель.
Свои плоды реформы Столыпина стали приносить после 1911 года благодаря законодательным актам 1911 (Закон о землеустройстве). Принятые в 1907-1912 году законы обеспечили быстрый рост кооперативного движения: с 1914 года по 1917 общее число кооперативов возросло с 32975 до почти 50000. До 70-75 млн. граждан имели отношение к кооперации (форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвуют либо в одном и том же их общем трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда/производства).
Итоги Аграрной реформы:
1. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств.
2. Многие крестьяне выделились из общин и получили землю в единоличную собственность.
3. При посредничестве Крестьянского поземельного банка крестьяне выкупили множество десятин.
4. Около половины крестьянских домохозяйств выбрало единоличную форму собственности.
5. Помещичьи хозяйства как массовые явления утеряли значимость.
2. Роспуск второй Думы. Новая избирательная система и третья Дума
Отношения Думы к Столыпину и его идеям не оставляла никакого выбора министру, кроме как попыток ее распустить. Не сказать, что именно этот фактор послужил причиной роспуска, но и он сыграл весомую роль в этом. Новая избирательная система, которая использовалась при выборах третьей Государственной думы и четырех созывов, увеличила представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в Думах проправительственного большинства (октябристы, обеспечивающие Столыпину принятие законопроектов). Отношения между третьей Думой и Петром Аркадьевичем сводились к взаимному компромиссу, Столыпин был вынужден обменять общую поддержку правительственного курса парламентом на предоставление дружественным партиям возможности проявить себя: затягивать обсуждение важных законопроектов на долгие годы, вносить многочисленные, но малосущественные изменения и т.п. Наиболее негативный результат дал конфликт Думы и Гос. Совета – большинство Думы намеренно редактировало наиболее важные законы таким образом, что более консервативный Совет их затем отклонял. Правительство боялось вносить в Думу все законы, связанные с гражданским и религиозным направлением, поскольку обсуждение подобных тем могло вынудить правительство распустить Думу. Столыпин не смог достичь взаимопонимания с Думой, по вопросу местного управления. Петра нередко критикуют за то, что кроме дел гос. важности, он наполнял Думу не теми людьми, что лишало представителей законодательного собрания инициативы. Важным шагом Столыпина по повышению качества законотворческой работе, был созыв Совета по делам местного хозяйства, созданного еще в 1904 году по инициативе министра внутренних дел. В ходе четырех сессий в Совете, представители общественности, земств и городов вместе с чиновниками правительства обсуждали законопроекты, которые правительство готовилось вносить в Думу. На наиболее важных обсуждениях присутствовал сам Петр Аркадьевич.
Новая избирательная система:
Выборы по положению 1907 года были непрямые, но предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной (особый ряд избирателей, класс или группа населения, выбирающая своих депутатов и представительные органы отдельно от других классов) системе. Основными куриями являлись:
1. Волостная (крестьянская)
2. Землевладельческая
3. 1-я городская
4. 2-я городская
5. Рабочая
В некоторых местностях были выделены казачьи курии, а так же были разделены на русских и нерусских избирателей. Выбирались 442 депутата, 403 – от Европейской России, от Польши – 10, от Кавказского края – 10, от Азиатской России – 15 депутатов. Средняя Азия не была представлена Думе, а от Финляндии предполагалось выбрать еще 4 депутата, но выборы так и не состоялись.
Выборы не имели партийного характера, так как партийных списков не существовало, все кандидаты являлись самовыдвиженцами.
3. Закон о военно-полевых судах
В течение 1905-1907 годов было совершенно множество терактов, в результате которых погибло свыше 9 тысяч человек. Из-за этого, после взрыва на Аптекарском острове 12 августа 1906 года, Петр Столыпин решает создать военно-полевые суды, которые могли выносить и приводить в исполнение приговоры за небольшой промежуток времени. 19 августа 1906 года был принят «Закон о военно-полевых судах», который вводил временные суды, состоявшие из офицеров, ведавших только делами, где преступления были очевидными (убийство, разбой, грабеж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток, разбор дела длился не более двух суток, приговор приводился в исполнение за 24 часа.
4. Финляндский вопрос
Во время премьерства Столыпина Великое княжество Финляндское являлось особым регионом Российской империи. Петр за время своего премьерства выступал четыре раза с речами относительно Великого княжества, считая неприемлемыми некоторые особенности власти Финляндии. В частности о том, что несогласованность и не подконтрольность многих финских учреждений верховной власти может привести к неприемлемым для единой страны результатам. В 1908 году Столыпин добился того, чтобы финляндские дела, затрагивающие российские интересы, рассматривались в Совете министров, то бишь, под его контролем. 17 июня 1910 года Николай 2 утвердил разработанный Столыпиным закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», которым значительно урезалась финляндская автономия.
5. Еврейский вопрос
Для евреев в период премьерства Столыпина существовал ряд весомых ограничений (к примеру, за пределами черты оседлости им запрещалось постоянное жительство). Когда Петр занял высшие посты в Российской империи, то на одном из заседаний Совета министров он поднял еврейский вопрос, попросив откровенно высказаться о том, что стоит поставить вопрос об отмене в законодательном порядке некоторых едва ли не излишних ограничений в отношении евреев, которые особенно раздражают еврейское население России. Никто принципиальных возражений не высказал, поэтому на следующем заседании по предложению Столыпина Совет должен был голосованием определить общее мнение по законопроекту на тему еврейского вопроса, которое позже будет предоставлено императору как единогласное мнение правительства. 10 декабря 1906 года Николай 2 отверг данный законопроект, не пожелав брать это решение на себя. Столыпину удалось уговорить императора передать вопрос на рассмотрение в Гос. Думу. Однако столыпинский законопроект был проигнорирован под предлогом «не нашли времени его обсудить», а партиям, выступавшим против евреев, это было лишь на руку.
6. Сибирская политика
Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения туда крестьян из европейской части России (часть аграрной реформы). В Сибирь по итогу переселилось около 3 млн. человек, только в Алтайском крае за время проводимых реформ было основано 3415 населенных пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян. Для переселенцев в 1910 году даже были созданы специальные вагоны, отличавшиеся тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и вещей. Позднее, при советской власти, в этих вагонах были установлены решетки, вагоны стали использоваться для принудительной высылки.
7.Законопроект о земстве в западных губерниях и «министерский кризис» марта 1911 года.
Обсуждение и принятие закона о земстве в западных губерниях вызвало «министерский кризис» и стало последней победой Столыпина. Предпосылкой будущего конфликта стало внесение правительством законопроекта, который вводил земство в губерниях Юго-западного и Северо-западных краев. Законопроект значительно уменьшал влияние крупных землевладельцев (представленных, в основном, поляками) и увеличивал права мелких (представленных русскими, украинцами и белорусами).
В этот период деятельность Столыпина протекала на фоне усиливавшегося влияния оппозиции, где против председателя Совета министров сплотились противоположные силы — левые, которых реформы лишали исторической перспективы, и правые, усмотревшие в тех же реформах покушение на свои привилегии и ревностно относившиеся к быстрому возвышению выходца из провинции.
3. Оценка деятельности
Мнения современных историков и известных деятелей насчет политики и самого Столыпина расходятся. Кто-то считает, что его деятельность была исключительно правильной, кто-то напротив, лишь критикует его. Однако сторонников и противников Петр получил еще при жизни, когда только встал на пост премьера. За еврейскую реформу его осуждали те, кому это было не выгодно, а его взгляды зачастую встречали отрицание в первую очередь со стороны Думы, из-за чего все законопроект приходилось делать идеальными, или же искать способ принятия Думой того или иного законопроекта (как это было с третьей Думой). Во время его премьерства был проведен ряд весьма полезных реформ, таких как аграрная, закон о военно-полевых судах, отмена выкупных платежей и прочие. Это благоприятно сказалось на общей обстановке в стране, так как бунты крестьян и других наконец стали временно стихать (в 1917 году они все же получили свое продолжение в виде революции). Стремление Петра Аркадьевича к проведению реформ только в мирное и спокойное время этому, естественно, поспособствовало. Крестьянам, благодаря его реформам, стало житься намного лучше в сравнении с прошлым, пусть и не столь продолжительное время. Но и то, чем он наделил в первую очередь Думу нельзя назвать правильным, ведь из-за этого утратились ее функции, как органа власти, который теперь принимал почти все законы, предлагаемые Петром. Однако Столыпин не зря потерял доверие императора, который следил за ним все это время. Может, его реформы действительно были полезными и нужными обществу, но выдержать своего положения он так и не смог, подорвав своим авторитетом доверие Николая 2. По моему мнению, Петр Аркадьевич сделал очень многое для развития страны и поселения в ней временного мира, но в то же время и стал своеобразным толчком к будущей революции 1917 года, которая привела к полному перестрою. Россия не оказалась в худших условиях благодаря его реформам, но и существовать в идеальных условиях, все же, не стала.