Найти тему
Достоева

Классики цивилизационной теории о месте России в системе мировых цивилизаций. Тойнби, Шпенглер, Данилевский.

Оглавление

Тойнби, Шпинглер и Данилевский, несмотря на некоторые расхожести в своих теориях, приходят к одному общему мнению: Россия - это отдельная, самобытная и уникальная цивилизация, не относящаяся к Западу. Также, все трое выделяют необходимость России не сливаться с западом, но следовать собственному пути развития, и отмечают особое противостояние западных и русской цивилизаций. В основном, остро стоит вопрос отношений российской цивилизации конкретно с западной, так как с востоком Россия имела длительный и тесный контакт в прошло, что привело к некоторым схожестям, чего нельзя сказать про отношения Россия-Европа.

А. Тойнби

Цивилизационная теория Арнольда Тойнби представляет собой широкомасштабное исследование истории человечества, где он выделил и описал 21 основную цивилизацию. В своей работе он охарактеризовал Россию как отдельную цивилизацию, которая является уникальной и отличается от других цивилизаций.

По Тойнби, Россия - это самобытная, уникальная цивилизация, которая имеет различные особенности и специфику в своей истории. Он отмечает, что Россия обладает огромным географическим пространством и различными этническими группами, которые влияют на ее развитие и идентичность. Он также подчеркивает важность религии в российской цивилизации, особенно православие, которое стало неотъемлемой частью ее культуры и идеологии. Россия была обращена в христианство не Римом, как, например, Англия, а Константинополем; несмотря на их общие христианские корни, восточное православное и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипатичны и часто враждебны, что, к несчастью, мы и сегодня наблюдаем в отношениях России с Западом. Запад ненавидит Россию за приверженность чуждой, православной цивилизации. Западноевропейцы верят, что они являются избранными наследниками Израиля, Греции и Рима, - но византийцы верили в свое первородство и избранничество.

Одной из особых черт российской цивилизации, отмеченных Тойнби, является русская душа и ее особые психологические особенности. Он говорит о том, что русский народ обладает особым проникновенным и меланхоличным эмоциональным отношением к миру и существованию, что отражается в их литературе, музыке и искусстве. Эта особая психологическая черта играет ключевую роль в формировании российской идентичности и влияет на ее историческое развитие.

Также, согласно Тойнби, Россия имеет двойственную природу как цивилизация, которая стремится к западным стандартам развития, но в то же время сохраняет свою уникальность и самобытность. Эта двойственность проявляется в различных сферах жизни, таких как политическая система, экономика и образование. Он отмечает, что Россия стремится к модернизации и интеграции с Западом, однако сохраняет свои особые традиции и ценности. По Тойнби, Россия – единственная цивилизация, которая добровольно самовестернизировалась, самоевропейзировалась. Под вестернизацией понимается распространение и усвоение западных норм другими странами. Все другие страны насильственно открылись Западу и стали вводить западные институты под угрозой насилия.

О. Шпенглер

Шпенглер выделяет арабскую и русскую культуры, которые стоят несколько особняком. Их отличием от других «высоких культур» является то, что они длительное время существовали под воздействием чуждых им культур.

Особенностью российской культуры является еще и то, что ей, по мнению Шпенглера, принадлежит будущее. Особой чертой шпенглеровского анализа России является то, что он рассматривал Россию как особый культурно-исторический мир, который нельзя смешивать с Европой. В отличие от Тойнби, Шпенглер считал Россию не просто страной и народом, а множеством народов, которые еще не развились в отдельные нации. Он говорил, что необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы. Они содержат в себе возможности многих народов будущего; Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее.

Влияние Европы на Россию, по Шпенглеру, распространилось только на ее высший социальный слой. Через петровские реформы элита восприняла европейские формы, народ же продолжал жить по своим традициям. Большевики так же переняли западные идеи марксизма. Благодаря великому терпению русского народа эти западные формы были навязаны и просуществовали долгое время, хотя внутренне они не принимались народом и ощущались как чуждые.

Шпенглер причисляет Россию не к Европе, а к Азии (и вообще причисляет не к белым людям, а цветным), более того, он считает ее державой, господствующей в Азии. “Россия и есть Азия. Япония принадлежит к ней только географически”. Русских вместе с поляками он относит к азиатам. По его мнению, несмотря на проевропейские реформы Петра, Россия имеет внутреннее стремление к Византии и Иерусалиму. Лишь верхний слой общества стремился на Запад, наивысшим пунктом в этом стремлении был парад победы Александра 1 в Париже, как “спасителя Европы”. Нижние слои общества не принимали в этой политике участия. Для верхних всегда был важен престиж в глазах Европы, народ же поддерживал только движение на юг, к Константинополю. Если Ленин для Шпенглера - типичный представитель западноевропейского коммунизма, то Сталин отражает интересы широкой народной массы, и именно с его правление Шпенглер связывает будущее России.

Шпенглер одним из первых на Западе заявил, что Россию ожидает большое будущее; именно с Россией он связывает появление новой культуры, которая придет взамен угасающей европейской. Но произойдет это не скоро, ибо на рубеже 19 и 20 веков европейская культура лишь переходит в период цивилизации, когда она должна будет подчинить своему влиянию весь мир. Он отмечает, что на Западе за Россией несправедливо закрепилось мнение, что она создала большевизм. Он старательно доказывает, что истоки большевизма лежат в Европе, а в России они нашли только благодатную почву для своего распространения.

Как и любой народ со своеобразной культурой, русские внутренне враждебны чуждым им культурам. Так объясняет Шпенглер ненависть русских ко всему европейскому. Даже революцию 1917 года Шпенглер пытается объяснить как ненависть к Западу. «Азия вновь захватила Россию, после того как Европа приняла ее к себе с помощью Петра Великого». Большевики, по его мнению, были частью проевропейски настроенной русской элиты, которая не признавалась европейцами и поэтому затаила внутри себя ненависть к Западу.

Н. Я. Данилевский

На вопрос «Европа ли Россия?» Данилевский отвечал в том смысле, что Россия должна «самоидентифицировать себя как уникальную цивилизацию, имеющую свое прошлое и свое будущее, в соответствии с логикой социально-цивилизационного и этногенетического развития». В этом смысле, Россия к Европе не принадлежит. Данилевский считал, что Россия для Европы остается «не-Европой», которую нужно цивилизовывать, европеизировать.

Данилевский считает, что народность и общие традиции, ценности, менталитет определяют цивилизацию. На примерах истории он утверждает, что «начала, лежащие в народе одного культурно-исторического типа (которые при самобытном развитии должны принести самые богатые плоды), могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, - иначе как с уничтожением самого народа, т.е. обращением его из самостоятельного деятеля в этнографический материал». Но воздействие одного вида цивилизации на другой возможно (колонизация, прививка и, главное, свободное отношение народов одного типа к результатам деятельности другого) при сохранении политической независимости и самобытности.

Концепция Данилевского является одной из наиболее известных теорий, посвященной сравнению России и Европы. Согласно этой концепции, Россия и Европа являются двумя разными культурными и цивилизационными формациями, которые развиваются по-разному.
Кроме того, Данилевский считал, что России необходимо пройти особый путь развития, который отличается от европейского. Он утверждал, что Россия позже Европы начала процесс цивилизации, поэтому должна пройти свой собственный путь и не копировать западные ценности. В противном случае, Россия потеряет свою идентичность и станет копией Европы.

Культура и цивилизация: Данилевский считал, что Россия и Европа имеют различную культуру и цивилизацию, которые обусловлены их историческими, географическими и этническими особенностями.
Идеология и политика: Российская и европейская идеология и политические установки имеют существенные отличия. Россия придерживается традиционного авторитаризма, в то время как Европа развивала либеральное и демократическое правление.
Экономика: Россия и Европа имеют отличную экономическую модель. Европейская экономика быстро развивалась, что привело к возникновению капитализма, в то время как Россия придерживалась крепостнической системы.

Концепция Данилевского является одной из первых попыток дать научное обоснование и объяснение историческому пути России. В рамках этой концепции Россия рассматривается как уникальный культурный тип, противопоставленный западной Европе.
Данилевский выделяет роль России в историческом процессе, считая ее единственной страной, которая может объединить в себе различные этнические группы и культуры на основе высших ценностей и исторической миссии.

Данилевский полагал, что Европа была первой культурой, которая достигла высшего уровня органического развития, и что культуры, как Россия, находятся на более низком этапе развития, относительно Европы.

Влияние Европы на другие регионы
В контексте теории органического развития, Европа считалась лидером в мировой культуре и идеологии. В свою очередь, она оказывала значительное влияние на другие регионы мира, включая Россию. Это проявилось, например, в силе европейской культуры и языков, которые стали широко распространенными в России.
Теория органического развития Н.Я. Данилевского предполагает, что разные культуры и цивилизации могут двигаться в разных направлениях, и что Европа находится на самой высокой ступени развития.