Люди, как люди..... Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...
Это фраза Воланда из знаменитого романа "Мастер и Маргарита" стала крылатой. Михаил Булгаков написал его о Москве 20-х годов. Но шли годы, проходили десятилетия, а ситуация с жильем в стране так и не менялось.
Коммуналка.
Каждый советский человек прекрасно знал, что это за квартира. Коммуналки появились сразу после революции. Города буквально захлестнула волна переселенцев, которых сначала стали заселять в большие барские квартиры, в одну сразу по несколько семей. Кухня и туалет становились общими.
Идиллия, взаимовыручка, общие праздники и теплые застолья в коммуналках было конечно по большей части мифом, который тиражировал советский кинематограф. На самом деле, проживание вот в таких коммуналках для большинства советских граждан было серьезным испытанием на выдержку и прочность психики. Ну, к примеру, как не повздорить на такой кухне, где хозяйство вели сразу несколько семей. Тут было несколько холодильников, несколько газовых, а мойка была одна. Холодильники хозяева старались запирать на ключик, чтобы соседи продукты не таскали. Обеденный стол, как правило, был один, потому что место не позволяло. Его делили по часам или все вместе ютились.
Очередь в единственный туалет по утрам была самой настоящей горячей точкой. Именно здесь возникали основные скандалы, которые часто перерастали в драки, иногда с поножовщиной. В Советском Союзе все это окрестили одним единственным словом - бытовуха.
Главной мечтой людей, живших в таких коммуналках, было получение отдельной квартиры. Вот только сделать это в условиях массовой нехватки жилья в городах было невозможно. Пока в конце 50-х по инициативе Никиты Хрущева в стране не было развернуто массовое жилищное строительство типовых малогабаритных квартир, которые в народе почти сразу окрестили "хрущевками".
"Бурное развитие жилищного строительства" - личный приоритет нового главы государства Никиты Хрущева. В 1954 году Хрущев выступает на съезде Союза строителей и архитекторов с критикой того, что первая послевоенная десятилетка жилищного строительства целиком провалена. Строительство идет медленно, архитекторы увлеклись декоративными излишествами.
Через полгода выходит постановление о развитии жилищного строительства в СССР. Стройка становится на конвейер. Утверждаются новые нормы проектирования. Высота потолков не ниже двух с половиной метров, а этажность на усмотрение местных органов власти. В маленьких городах и селах рекомендуют 2-3 этажа, в больших максимум 5 этажей. Считалось, что жить высоко вредно для здоровья. Лифты конечно не предусмотрены, мусоропровод тоже. Да и зачем? Это роскошь для советского человека. Цель одна - строить дешево и быстро.
Предполагалось, что панельные дома прослужат не больше 25 лет. Но в некоторых живут до сих пор. Но те, кто давно уже съехал, все равно вспоминают свою первую хрущебу с ностальгией. В принципе, если в хрущевку заезжала небольшая семья, то она вполне вписывалась в нормативы по жилью. Тогда они были еще со времен первых дней советской власти - 4 квадратных метра на человека. Постепенно эта норма выросла до семи. Кухня, санузел и балкон не учитывались.
В 80-ые жилищный минимум еще вырос до 9 квадратов на человека. Если у тебя получается меньше - это повод претендовать на более просторное жилье. Тут учитывалось всё. Скажем, сколько в семье человек. Дети однополые или разнополые. Если инвалид в семье, то давали квартиру на первом этаже. Это была целая система.
Но как можно было получить квартиру в Советском Союзе?
Самый простой путь и самый долгий - это встать в очередь, к примеру, на предприятии, которое строит собственное жилье или в общегородскую очередь, в которой состояли, как правило, льготники, ветераны, инвалиды и многодетные. Но чтобы попасть в эту очередь, нужно было много потрудиться.
Для того, чтобы поставили в очередь, нужно было пройти жилищную комиссию, а это потруднее, чем защитить диссертацию. Для начала собрать целую кипу документов, справки о составе семьи, о состоянии вашей жилплощади, характеристики с места работы и много чего еще. А потом нужно было убедить товарищей, что вы действительно нуждаетесь в новой квартире. И даже в случае успеха не факт, что в ближайшие годы вы получите бумажку - заветный ордер на квартиру.
На одних предприятиях, которые были побогаче, люди ждали квартиры по 3-5 лет, на других по 10 лет. Но человек стоял в очереди, получал квартиру бесплатно, въезжал в нее. Причем могло повести, могли дом построить в каком-нибудь хорошем районе, могли у черта на куличках, это уже лотерея.
Кооперативные квартиры.
Но терпения доползти до заветного финиша хватало не всем. Кто-то вступал в кооперативы. Например, кооперативная квартира в Харькове стоила 3600 рублей. А деньги на неё находчивые, например, молодожены собирали у гостей, которые гуляли на их свадьбе.
Кооперативное жилье появилось еще в дореволюционной России. В Москве и в Петербурге пайщики жилья собирали сообща средства, а потом строили на них дом и вселялись. Эта схема оказалась простой и весьма эффективной. При советской власти кооперативы воскресли в 20-ые годы, когда бушевал НЭП. Но скоро были прикрыты. Эта система была ликвидирована из-за своей непрозрачности и её возобновили лишь в конце 50-х годов. Кооперативы росли, как грибы. Желающих улучшить свои жилищные возможности было очень много. Они разделялись на производственные, которые организовывались на каком-то конкретном предприятии тяжелой или легкой промышленности. И творческие - актёры, композиторы, художники.
Желающих было много, а кооперативов куда меньше, и чтобы встать в очередь на кооперативное жилье, тоже нужны были связи и даже протекции. Как правило, за кооперативные квартиры нужно было вносить первый взнос. Но мало того, что нужно было быстро раздобыть такие приличные деньги, нужно было еще и доказать, что они заработаны честным трудом. Была специальная жилищная комиссия, на которой проверяли можешь ли вступить в кооператив или не можешь.
Вскоре Хрущева у руля страны заменил Брежнев и на смену "хрущевкам" пришли "брежневки". В домах стало больше этажей, потолки стали выше, в подъездах появились лифты и мусоропроводы. Коллективизм сменился индивидуализмом. Многим хотелось получить квартиру побольше. Если нет денег на кооператив, ее можно только выменять.