В этом году новости от Нобелевского комитета прошли мимо меня, о номинанте от литературы узнала только сегодня, зато не спеша (все равно уже не актуально) прочитала книгу и получила эстетическое удовольствие.
Итак, Нобелевскую премию в 2023 году получил норвежский писатель Юн Фоссе.
Кандидат филологических наук с социологией и философией как основными дисциплинами и специализацией общее литературоведение, Юн Фоссе сначала работал преподавателем, потом только пришел в литературу. Знание языка и научный склад ума и отличает его романы от подавляющего большинства ОБЫЧНЫХ книг.
Я прочитала "Трилогию".
Традиционный сюжет. Бедные (чтобы не сказать нищие) семнадцатилетние влюблённые Асле и Алида пытаются найти место для своей маленькой семьи, но никто не дает им даже ночлег, ведь они не венчаны, зато ждут ребенка. Мир жесток по отношению к подросткам, у которых никого нет, кроме друг друга.
Мысли про себя. Вот что в первую очередь обращает на себя внимание. Как мы думаем? Образами? Словами? Можно ли из общего потока вычленить что-то одно? Бывает ли так, чтобы мы и не думаем вовсе? "Трилогия" передает мыслеречь. И создано это круто (иное слово и не подберешь). Вот бредут двое влюблённых по городу в поисках ночлега. Алида устала, она ждет ребенка, ей тяжело. Асле тоже переживает и за любимую, и за ребенка, но сделать ничего не может. Их мысли льются словно сами по себе. Мысли о том, что осталось в прошлом, каким может быть будущее, как сложно в настоящем. Непрерывный, единый поток мыслей. И непонятно, где заканчивается ее и начинается его. Юн Фоссе сознательно отказывается от знаков конца предложения, и мыслеречь воспринимается бесконечной. И только одна фраза - голос автора - вплетается рефреном в общий поток:
"Алида и Асле стучались во множество дверей и просили приюта, а в ответ слышали только отказ, нет у них приюта, все комнаты, какие можно сдать, уже сданы, нет, не сдается здесь ничего, незачем это, вот так им отвечали, и Асле с Алидой идут дальше, останавливаются, опять смотрят на какой-нибудь дом, вдруг там найдется угол".
Диалог тоже не оформлен как надо - просто новая фраза с красной строки, да еще и через пробел между строками. И вновь отсутствует знак конца предложений.
"Мне ведь вскорости родить, со дня на день, говорит она
Да, говорит Асле
А деваться нам некуда, говорит Алида
Потом она садится у стены дома на лавку, которую сколотил еще папаша Сигвалд"
Интересный , необычный прием. Но как гармоничен он в книге.
Сон и явь тоже переплетены весьма тонко, сложно отличить одно от другого: Алида видит вещие сны или просто сны, навеянные переживаниями о ребенке? А может, вся книга в целом - это ее воспоминания о юности, о любви к Асле, о том, чего они так и не сумели найти - пристанище?
В этом плане не менее интересен и образ свечи - один из самых символических в литературе. Алида со свечой не расстается, свет ее греет бедных влюбленных, помогает не заплутать окончательно в лабиринтах чужих городков, да и в лабиринте собственных чувств. Однако чаще свеча бывает в руках именно Алиды и будущее видит тоже она. Не намек ли это на трагедию?
И когда во второй и третьей частях романа наши предположения "сбываются", становится грустно. Не оттого, что трагичен конец (герои сами так не считают, они ждут встречи ПОСЛЕ, мечтают о счастливой жизни ПОСЛЕ), а оттого, что разочаровываешься очередной раз в реальном мире, где нет места истинным чувствам.
Необычен роман и композиционной структурой. Обычно повествование ведется о жизни героев порознь, а потом - общее. Здесь же наоборот. Сначала - невенчанная, но семья, потом - он, его преступление, затем - она, ее жизнь без него, переосмысление всего.
Еще один важный элемент романа - скрипка, которая, досталась Асле от отца и с которой он не расстается. А через скрипку входит на страницы книги музыка. Такая же тягучая и неоднозначная, как жизнь наших героев.
Так о чем же книга? О любви? О преступлении? О бессилии человека перед судьбой? Невозможность дать однозначный ответ на вопросы и ставит "Трилогию" на одну ступень с вечной классикой.
И понимаешь, почему Нобелевскую премию присудили именно Юн Фоссе.