В жизни мне приходилось сменить не мало профессий и однажды даже довелось несколько лет поработать на стареньком производстве дорожных знаков на госпредприятии, сначала простым мастером, а впоследствии и можно сказать начальником цеха.
С тех пор многое изменилось в этой отрасли, изготовление дорожных знаков давно уже перешло в частные руки и они изготавливаются по другим технологиям на современном оборудовании, а предприятие, на котором я работал, перестало существовать.
Ну а у меня завалялось несколько десятков фотографий с тех времён, когда я на нём работал и которыми хотел бы поделиться с вами в этой скорее ностальгической статье.
Заранее извиняюсь за качество фотографий, в то время я ещё только приобрёл первую мыльницу и не умел ей нормально пользоваться.
Было это уже больше десятка лет назад. Тогда я пришёл после 9 лет работы в производстве наружной рекламы, на это доживавшее свой век государственное "Крайдорпредприятие", которое в основном занималось обслуживанием и строительством нескольких федеральных автодорог, но также и производило дорожные знаки.
На моей памяти Крайдорпредприятие несколько раз меняло своё название и во время моего ухода полная аббревиатура его звучала как ФХКГУП КДП МЭУ.
Так выглядел двухэтажный цех, в котором я работал на производственном участке дорожных знаков.
Для начала поднимемся на верхний этаж, где располагался поклеечный цех и мой рабочий кабинет с плоттерами.
В дальнейшем может показаться, что я решил чем-то похвастаться, но на самом деле это просто добрые воспоминания о этой работе, которая мне действительно нравилась, в отличие от многих других работ. Я даже сам не знаю, зачем я тогда это всё периодически фотографировал.
Эта, выбивающаяся из тематики канала статья, не несёт никакого плохого или хорошего подтекста, это просто воспоминания, которыми я хотел бы поделиться.
Само производство уже на то время было сильно устаревшим и изношенное оборудование там давно не обновлялось, но т.к. у у предприятия в то время фактически была монополия на производство дорожных знаков в регионе, конкуренции считай не было и государственные, да и частные заказчики от безвыходности заказывали их всё равно у нас, хотя все понимали, что существовать ему оставалось всего несколько лет.
Перед входом в мой рабочий кабинет располагался ещё один кабинет двух моих помощниц, которые занимались поклейкой.
В котором мы иногда собирались на чаепития.
А так выглядела табличка в мой рабочий кабинет. :)
Такой там был уголок Гражданской Обороны с кучей разных противогазов.
На рабочем столе стояли компьютеры, подключенные к стареньким плоттерам, которые вырезали из светоотражающей и алмазовой самоклеющейся плёнки все необходимые элементы изображений для знаков. Рулоны самой плёнки светится от вспышки мыльницы на заднем плане.
Через программу CorelDraw составлялись необходимые порезочные макеты, выполненные по теперь уже старым и неиспользуемым ГОСТ-ам, а от туда выводились в плагин CutStudio, где задавались параметры для работы плоттера.
К слову, первое что я сделал, когда устроился на эту работу, это полностью перекроил компоновку всех старых порезочных макетов, уменьшив запас с отступами по краям и тем самым не только повысил КПД на одном порезочном листе процентов на 15, так ещё и стал экономить более 25% на общем расходе плёнки.
Всё таки рекламный опыт работы с плоттерами здесь оказался к месту, а зарплата тогда на предприятии у меня была в два раза больше чем в самом крупном рекламном агентстве города. Да, на госпредприятиях уже тогда, даже на устаревшем оборудовании, можно было хорошо зарабатывать, если хорошо работать и перевыполнять план.
А это один из трёх порезочных рабочих плоттеров. Он был самый ходовой и при этом самый неубиваемый. Прост в обслуживании и ремонтопригоден в прямом смысле на коленке.
Далее плоттер вырезал необходимые элементы на больших листах, отрезаемых от рулонов.
После порезки стопки готовых листов с элементами всех форм и цветов с запасом на будущее отправлялись в поклеечный цех через это окно.
С самого цеха у меня к сожалению сохранилось только пара фотографий двух его кусков. Здесь стояли стопки готовых заказов, а на полу сохли покрашенные ручки заготовок знаков. В то время их ещё делали так, но об этом ниже.
А в этой части мутно сфотографированного цеха располагались различные столы, на которых велась поклейка плёнки на знаки и щиты указателей.
Иногда приходилось восстанавливать и испорченные вандалами дорожные щиты, порой даже простреленные картечью.
Например так был восстановлен этот щит, хотя обычно при таких повреждениях щиты изготавливались заново с нуля.
В углу цеха находился лифт, по которому поднимались пустые заготовки знаков, а вниз спускались готовые заказы для отгрузки заказчикам.
Лифт вёл на нижний этаж цеха, вон он виден слева в углу. Здесь располагался парк старых советских станков для производства знаков.
На стареньком погрузчике привозились стопки листов оцинковки для знаков или чёрного металла для щитов.
А потом их раскраивали на гильотине по шаблонам. Например для стандартных знаков требовались треугольники, квадраты и восьмиугольники.
Здесь я снова отличился и внёс правки в схему раскройки листа, увеличив умещающееся в лист количество заготовок и соответственно уменьшив количество отходов. Уж простите за очередное хвастовство.
Эта древняя советская гильотина была практически убитой, у неё даже рама была в одном месте лопнута и заварена, но при этом она всё равно работала. Конечно не без поломок, но всё же она выполняла свои функции стабильно.
Рядом стояла пара не менее убитых прессов, на которых по шаблонным формам производился загиб кромки знаков и выкусывание уголков.
В то время уже все знали, что скоро этот цех будет продан частникам, поэтому ни о каком новом оборудовании речи не шло.
В итоге получались такие заготовки знаков.
А сейчас я покажу как мы делали круглые знаки.
Для этого в цеху стоял самодельный станок, собранный из кусков других и электроножниц по металлу много лет назад. Когда-то мой непосредственный начальник пожертвовал на него свои личные электроножницы.
Восьмигранная заготовка как для знака STOP зажималась по центру, придвигались электроножницы и в ручную вращалось колесо. Потом ножницы отводились в сторону и подводились загибочные ролики, после чего колесо снова вращалось, но уже с большей скоростью от электромотора.
В итоге получались такие заготовки.
А на этом древнем сверлильном станке по прикрученному шаблону сверлились отверстия под гайки в ручках для знаков, которые нарезались из чёрного металла.
Сам станок кстати был изготовлен на давно канувшем в небытие Хабаровском станкостроительном заводе.
Потом сварщик по очередному шаблону приваривал гайки к ручкам, а сами ручки к знакам.
В то время ручки к знакам всё ещё изготавливались по такой устаревшей кустарной технологии, но буквально через несколько лет всё поменялось. И ГОСТ-ы, и размеры, и шаблоны, и типы станков... но уже не здесь.
Дело в том, что вскоре монополия кончилась и на той же улице рядом открылось пара частных предприятий с новым современным оборудованием, которое само-собой выполняло задачи качественнее и быстрее, имея больший КПД. На одном из них я как раз впоследствии и участвовал в наладке нового производственного процесса, но работать там в итоге не захотел и ушёл в другую сферу.
Какое-то время наше производство существовало параллельно с ними, так сказать поделив рынок, но спустя ещё год на нашем предприятии наступили тёмные времена. Материальная база всего предприятия сильно обветшала, испытывался недостаток финансирования, менялся один директор за другим, сокращались базы с парком техники. Затронуло всё это и мой цех, который перешёл на сдельную работу по разовым контрактам, которых с каждым месяцем становилось всё меньше. И конечно, понимая к чему всё идёт, я от туда в итоге уволился, а спустя время и предприятие было обанкрочено. Теперь оно ликвидировано и не существует, а вся бывшая база находится в собственности частников.
Вроде грустно и жалко, но на самом деле, если задуматься, дороги стали снабжаться более качественными знаками и гораздо быстрее, а разве не это было главным в наших задачах? Позже я пришёл к пониманию, что мне просто нравилось ковыряться в древних станках и пытаться делать больше чем было возможно, так сказать для души. Да и коллектив был хороший, особенно мой непосредственный начальник. Отличный мужик.
Но что-то я отступился от рассказа.
В общем стопки заготовок отправлялись на лифт и поднимались в поклеечный цех, где я уже описал как происходил дальнейший производственный процесс.
А на улице был большой сварочный стол, на котором варили металлоконструкции дорожных щитов и указателей.
Сбоку от цеха стояла такая беседка курилки.
А с другой стороны к цеху примыкали автобоксы.
Давайте тогда уже покажу и их.
Внутри них естественно была смотровая яма, где ремонтировалась техника.
В остальной части стояли грузовики.
Этот МАЗ тогда был совсем новым.
Порой в летнюю жару я забирался на крышу боксов во время обеденного перерыва и немножко, так сказать, загорал. :)
А внизу как раз выехал тогда ещё новый бензовоз.
Рядом с выездом с территории располагалась площадка с техникой, которая использовалась при строительстве дорог. Вся основная техника в то время уже располагалась на других отдельных базах, а здесь стояло лишь чуть-чуть запаса.
Вообще грейдеров у нас было 18 штук, но в то время стояло на базе только два.
А это автопоезд битумощебнераспределителя.
Всякие прицепы.
Ну и естественно Камазы.
Да и не только.
Автобус дорожной лаборатории. Это вот они те самые, кто отверстия в дорогах круглые и квадратные бурят, когда пробы асфальта берут и которых так ненавидят водители. :) Когда я только пришёл на предприятие, их цех занимал часть первого этажа рядом с нашим, но вскоре они съехали на другую базу. В отличие от нас, у них всё оборудование было гораздо лучше.
Конечно было и много старой техники на базе.
А по центру территории стоял козловой кран, который разгружал и загружал всё подряд.
На который я периодически лазал, когда мне совсем нечего было делать. :)
Там вдали видна территория ещё одной нашей базы дорожно-строительного участка №2, которая была сокращена самой первой ещё при мне и теперь там торговый центр.
Ну и конечно заглянем в кабину.
Вид на мой цех. Честно говоря, вспоминаю периодически с ностальгией наше производство. Пусть древнее и устаревшее, пусть к тому времени неконкурентоспособное, но всё же я каким-то чудом мог поддерживать его работу.
Но эта страница жизни уже перевёрнута и с тех пор я сменил ещё две профессии.
Вид на боксы.
А это здание управления нашей бывшей базой. Почему-то я там не делал ни одной фотографии. Хороший начальник у меня был, настоящий патриот предприятия, который до последнего пытался его сохранить... но не вышло, да и вряд ли могло выйти.
А это КПП въезда на территорию.
Вот такая грустная история из моей жизни. Столько заводов заброшенных посещал на своём веку и всяких производств, но тогда даже не думал, что однажды и сам столкнусь с тем, что предприятие, на котором я работал, будет также ликвидировано.
А кого здесь винить если разобраться? Промышленный прогресс и конкуренцию, в ходе которой предприятия, которые смогли поставить себе новое оборудование и закупить более мощную технику, забирают рынок себе? Не знаю, мне кажется это как раз и есть естественный отбор, в ходе которого побеждают сильнейшие. Перестали от этого строиться новые дороги? Нет. Перестали производиться новые более качественные дорожные знаки? Нет. Люди остались без работы? Да тоже нет, ведь рынок труда у нас в стране испытывает настоящий дефицит кадров, тем более квалифицированных. Так что тогда плакать о былом в данном конкретном случае если вдуматься?
Только о своих ностальгических воспоминаниях, хотя была у меня работа поинтереснее и получше, ведь изначально я по профильному образованию вообще работал помощником машиниста электровоза, но это уже совсем другая история.
В общем как-то так я закончу в этот раз, а не как обычно.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.