Найти тему
Дестрой

Как я на производтстве дорожных знаков работал, а потом мой завод закрылся

В жизни мне приходилось сменить не мало профессий и однажды даже довелось несколько лет поработать на стареньком производстве дорожных знаков на госпредприятии, сначала простым мастером, а впоследствии и можно сказать начальником цеха.

С тех пор многое изменилось в этой отрасли, изготовление дорожных знаков давно уже перешло в частные руки и они изготавливаются по другим технологиям на современном оборудовании, а предприятие, на котором я работал, перестало существовать.

Ну а у меня завалялось несколько десятков фотографий с тех времён, когда я на нём работал и которыми хотел бы поделиться с вами в этой скорее ностальгической статье.

Заранее извиняюсь за качество фотографий, в то время я ещё только приобрёл первую мыльницу и не умел ей нормально пользоваться.

-2

Было это уже больше десятка лет назад. Тогда я пришёл после 9 лет работы в производстве наружной рекламы, на это доживавшее свой век государственное "Крайдорпредприятие", которое в основном занималось обслуживанием и строительством нескольких федеральных автодорог, но также и производило дорожные знаки.

На моей памяти Крайдорпредприятие несколько раз меняло своё название и во время моего ухода полная аббревиатура его звучала как ФХКГУП КДП МЭУ.

-3

Так выглядел двухэтажный цех, в котором я работал на производственном участке дорожных знаков.

-4

Для начала поднимемся на верхний этаж, где располагался поклеечный цех и мой рабочий кабинет с плоттерами.

В дальнейшем может показаться, что я решил чем-то похвастаться, но на самом деле это просто добрые воспоминания о этой работе, которая мне действительно нравилась, в отличие от многих других работ. Я даже сам не знаю, зачем я тогда это всё периодически фотографировал.

Эта, выбивающаяся из тематики канала статья, не несёт никакого плохого или хорошего подтекста, это просто воспоминания, которыми я хотел бы поделиться.

-5

Само производство уже на то время было сильно устаревшим и изношенное оборудование там давно не обновлялось, но т.к. у у предприятия в то время фактически была монополия на производство дорожных знаков в регионе, конкуренции считай не было и государственные, да и частные заказчики от безвыходности заказывали их всё равно у нас, хотя все понимали, что существовать ему оставалось всего несколько лет.

-6

Перед входом в мой рабочий кабинет располагался ещё один кабинет двух моих помощниц, которые занимались поклейкой.

-7

В котором мы иногда собирались на чаепития.

-8

А так выглядела табличка в мой рабочий кабинет. :)

-9

Такой там был уголок Гражданской Обороны с кучей разных противогазов.

-10

На рабочем столе стояли компьютеры, подключенные к стареньким плоттерам, которые вырезали из светоотражающей и алмазовой самоклеющейся плёнки все необходимые элементы изображений для знаков. Рулоны самой плёнки светится от вспышки мыльницы на заднем плане.

-11

Через программу CorelDraw составлялись необходимые порезочные макеты, выполненные по теперь уже старым и неиспользуемым ГОСТ-ам, а от туда выводились в плагин CutStudio, где задавались параметры для работы плоттера.

К слову, первое что я сделал, когда устроился на эту работу, это полностью перекроил компоновку всех старых порезочных макетов, уменьшив запас с отступами по краям и тем самым не только повысил КПД на одном порезочном листе процентов на 15, так ещё и стал экономить более 25% на общем расходе плёнки.

Всё таки рекламный опыт работы с плоттерами здесь оказался к месту, а зарплата тогда на предприятии у меня была в два раза больше чем в самом крупном рекламном агентстве города. Да, на госпредприятиях уже тогда, даже на устаревшем оборудовании, можно было хорошо зарабатывать, если хорошо работать и перевыполнять план.

-12

А это один из трёх порезочных рабочих плоттеров. Он был самый ходовой и при этом самый неубиваемый. Прост в обслуживании и ремонтопригоден в прямом смысле на коленке.

-13

Далее плоттер вырезал необходимые элементы на больших листах, отрезаемых от рулонов.

-14

После порезки стопки готовых листов с элементами всех форм и цветов с запасом на будущее отправлялись в поклеечный цех через это окно.

-15

С самого цеха у меня к сожалению сохранилось только пара фотографий двух его кусков. Здесь стояли стопки готовых заказов, а на полу сохли покрашенные ручки заготовок знаков. В то время их ещё делали так, но об этом ниже.

-16

А в этой части мутно сфотографированного цеха располагались различные столы, на которых велась поклейка плёнки на знаки и щиты указателей.

-17

Иногда приходилось восстанавливать и испорченные вандалами дорожные щиты, порой даже простреленные картечью.

-18

Например так был восстановлен этот щит, хотя обычно при таких повреждениях щиты изготавливались заново с нуля.

-19

В углу цеха находился лифт, по которому поднимались пустые заготовки знаков, а вниз спускались готовые заказы для отгрузки заказчикам.

-20

Лифт вёл на нижний этаж цеха, вон он виден слева в углу. Здесь располагался парк старых советских станков для производства знаков.

-21

На стареньком погрузчике привозились стопки листов оцинковки для знаков или чёрного металла для щитов.

-22

А потом их раскраивали на гильотине по шаблонам. Например для стандартных знаков требовались треугольники, квадраты и восьмиугольники.

Здесь я снова отличился и внёс правки в схему раскройки листа, увеличив умещающееся в лист количество заготовок и соответственно уменьшив количество отходов. Уж простите за очередное хвастовство.

-23

Эта древняя советская гильотина была практически убитой, у неё даже рама была в одном месте лопнута и заварена, но при этом она всё равно работала. Конечно не без поломок, но всё же она выполняла свои функции стабильно.

-24

Рядом стояла пара не менее убитых прессов, на которых по шаблонным формам производился загиб кромки знаков и выкусывание уголков.

В то время уже все знали, что скоро этот цех будет продан частникам, поэтому ни о каком новом оборудовании речи не шло.

-25

В итоге получались такие заготовки знаков.

-26

А сейчас я покажу как мы делали круглые знаки.

-27

Для этого в цеху стоял самодельный станок, собранный из кусков других и электроножниц по металлу много лет назад. Когда-то мой непосредственный начальник пожертвовал на него свои личные электроножницы.

Восьмигранная заготовка как для знака STOP зажималась по центру, придвигались электроножницы и в ручную вращалось колесо. Потом ножницы отводились в сторону и подводились загибочные ролики, после чего колесо снова вращалось, но уже с большей скоростью от электромотора.

-28

В итоге получались такие заготовки.

-29

А на этом древнем сверлильном станке по прикрученному шаблону сверлились отверстия под гайки в ручках для знаков, которые нарезались из чёрного металла.

-30

Сам станок кстати был изготовлен на давно канувшем в небытие Хабаровском станкостроительном заводе.

-31

Потом сварщик по очередному шаблону приваривал гайки к ручкам, а сами ручки к знакам.

-32

В то время ручки к знакам всё ещё изготавливались по такой устаревшей кустарной технологии, но буквально через несколько лет всё поменялось. И ГОСТ-ы, и размеры, и шаблоны, и типы станков... но уже не здесь.

Дело в том, что вскоре монополия кончилась и на той же улице рядом открылось пара частных предприятий с новым современным оборудованием, которое само-собой выполняло задачи качественнее и быстрее, имея больший КПД. На одном из них я как раз впоследствии и участвовал в наладке нового производственного процесса, но работать там в итоге не захотел и ушёл в другую сферу.

Какое-то время наше производство существовало параллельно с ними, так сказать поделив рынок, но спустя ещё год на нашем предприятии наступили тёмные времена. Материальная база всего предприятия сильно обветшала, испытывался недостаток финансирования, менялся один директор за другим, сокращались базы с парком техники. Затронуло всё это и мой цех, который перешёл на сдельную работу по разовым контрактам, которых с каждым месяцем становилось всё меньше. И конечно, понимая к чему всё идёт, я от туда в итоге уволился, а спустя время и предприятие было обанкрочено. Теперь оно ликвидировано и не существует, а вся бывшая база находится в собственности частников.

Вроде грустно и жалко, но на самом деле, если задуматься, дороги стали снабжаться более качественными знаками и гораздо быстрее, а разве не это было главным в наших задачах? Позже я пришёл к пониманию, что мне просто нравилось ковыряться в древних станках и пытаться делать больше чем было возможно, так сказать для души. Да и коллектив был хороший, особенно мой непосредственный начальник. Отличный мужик.

Но что-то я отступился от рассказа.

-33

В общем стопки заготовок отправлялись на лифт и поднимались в поклеечный цех, где я уже описал как происходил дальнейший производственный процесс.

-34

А на улице был большой сварочный стол, на котором варили металлоконструкции дорожных щитов и указателей.

-35

Сбоку от цеха стояла такая беседка курилки.

-36

А с другой стороны к цеху примыкали автобоксы.

-37

Давайте тогда уже покажу и их.

-38

Внутри них естественно была смотровая яма, где ремонтировалась техника.

-39

В остальной части стояли грузовики.

-40

Этот МАЗ тогда был совсем новым.

-41

Порой в летнюю жару я забирался на крышу боксов во время обеденного перерыва и немножко, так сказать, загорал. :)

-42

А внизу как раз выехал тогда ещё новый бензовоз.

-43
-44
-45

Рядом с выездом с территории располагалась площадка с техникой, которая использовалась при строительстве дорог. Вся основная техника в то время уже располагалась на других отдельных базах, а здесь стояло лишь чуть-чуть запаса.

-46

Вообще грейдеров у нас было 18 штук, но в то время стояло на базе только два.

-47

А это автопоезд битумощебнераспределителя.

-48
-49

Всякие прицепы.

-50

Ну и естественно Камазы.

-51

Да и не только.

-52

Автобус дорожной лаборатории. Это вот они те самые, кто отверстия в дорогах круглые и квадратные бурят, когда пробы асфальта берут и которых так ненавидят водители. :) Когда я только пришёл на предприятие, их цех занимал часть первого этажа рядом с нашим, но вскоре они съехали на другую базу. В отличие от нас, у них всё оборудование было гораздо лучше.

-53
-54

Конечно было и много старой техники на базе.

-55
-56

А по центру территории стоял козловой кран, который разгружал и загружал всё подряд.

-57

На который я периодически лазал, когда мне совсем нечего было делать. :)

-58
-59
-60

Там вдали видна территория ещё одной нашей базы дорожно-строительного участка №2, которая была сокращена самой первой ещё при мне и теперь там торговый центр.

-61
-62

Ну и конечно заглянем в кабину.

-63
-64

Вид на мой цех. Честно говоря, вспоминаю периодически с ностальгией наше производство. Пусть древнее и устаревшее, пусть к тому времени неконкурентоспособное, но всё же я каким-то чудом мог поддерживать его работу.

Но эта страница жизни уже перевёрнута и с тех пор я сменил ещё две профессии.

-65

Вид на боксы.

-66

А это здание управления нашей бывшей базой. Почему-то я там не делал ни одной фотографии. Хороший начальник у меня был, настоящий патриот предприятия, который до последнего пытался его сохранить... но не вышло, да и вряд ли могло выйти.

-67

А это КПП въезда на территорию.

-68

Вот такая грустная история из моей жизни. Столько заводов заброшенных посещал на своём веку и всяких производств, но тогда даже не думал, что однажды и сам столкнусь с тем, что предприятие, на котором я работал, будет также ликвидировано.

А кого здесь винить если разобраться? Промышленный прогресс и конкуренцию, в ходе которой предприятия, которые смогли поставить себе новое оборудование и закупить более мощную технику, забирают рынок себе? Не знаю, мне кажется это как раз и есть естественный отбор, в ходе которого побеждают сильнейшие. Перестали от этого строиться новые дороги? Нет. Перестали производиться новые более качественные дорожные знаки? Нет. Люди остались без работы? Да тоже нет, ведь рынок труда у нас в стране испытывает настоящий дефицит кадров, тем более квалифицированных. Так что тогда плакать о былом в данном конкретном случае если вдуматься?

Только о своих ностальгических воспоминаниях, хотя была у меня работа поинтереснее и получше, ведь изначально я по профильному образованию вообще работал помощником машиниста электровоза, но это уже совсем другая история.

В общем как-то так я закончу в этот раз, а не как обычно.

-69

А на этом всё.

-70

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.