Жизнь при капитализме - это от кризиса к кризису. Так меня учили в институте на занятиях по политэкономии.
До 90-х годов от волн кризисных бурь нас прочно защищал железный занавес. А после началось!!!!
Все, в основном, вспоминают дефолт 1998 года. А меня он никак практически не задел. Накоплений не было, работы не было. Нищему терять нечего. Единственное яркое воспоминание – это очереди возле киосков за сигаретами. Народ затаривался по старым ценам. Но, поскольку у меня денег не было, то и в очередях этих я не стоял.
Вот американский ипотечный кризис 2008-го года – это да!!! В сентябре на завод стали приходить письма от заказчиков с требованиями и просьбами возврата авансов. Портфель заказов худел день ото дня, работы становилось меньше и денег на счёте тоже.
Надо было переводить народ на четырёхдневку, но по закону это можно было сделать, предупредив за два месяца. Приняли решение – руководители говорят со своими коллективами и просят их написать заявления на сокращённую рабочую неделю.
Собрал и я своих подчинённых, объяснил ситуацию. Народ был хмурый. Ещё бы – терять 20 процентов и так невеликой зарплаты. Только один товарищ разулыбался со словами – «О, теперь можно и в четверг начинать!».
В-общем, выступил я, сказал, как решите, так и будет, я настаивать не буду. Через 15 минут все принесли заявления.
Кстати, гораздо тяжелее было через год собирать народ обратно на пятидневку.
Кстати, правительство тогда спрашивало мнение промышленников - что делать? Я тогда предложил, чтобы государство закупало у металлургов металл в госрезерв (металлурги сильно просели в связи с остановкой строек).. Видимо, я не один такой умный оказался. Но премьер-министр (да, он тогда был премьер-министром) на этот вопрос журналиста по ТВ ответил - "Да где же мы столько места найдём, хранить столько металла".
А вот китайцы место нашли. И в последующие годы диктовали цены на мировом рынке.
А наше правительство стало накачивать деньгами банки.
А вот что мне врезалось в память сильнее всего – так это 1 января 1992 года. Правда, это и вовсе не кризис был, а просто переход к рынку и рыночным ценам. Но когда, зайдя в магазин, я увидел, что пачка пельменей стоила как моя месячная зарплата, какая-то дурацкая улыбка долго не хотела отлепляться от моего лица. Смотрю – народ вокруг ходит хмурый, охает и ахает, а я тупо улыбаюсь.
Пережили. Все побывали миллионерами (зарплаты были за миллион рублей (до деноминации в том же 98 году).