Металлические конструкции опор высоковольтных линий электропередачи способны выполнять не только свое целевое назначение, но и быть значимыми элементами дизайна среды, привнося в организацию пространства дополнительные эстетические и функциональные свойства, позитивно влияющие на качество жизни человека.
Из существующих эстетических особенностей опор высоковольтных линий очевидна их архитектурная ритмичность и графически ажурный рисунок конструкций в конкретном пространстве. Данные качества необходимо использовать как базу для нивелирования их следующих недостатков:
1) благодаря большим размерам опоры являются архитектурной доминантой, хорошо обозримой в пространстве и создающей психологическое напряжение своим функциональным назначением и геометрически агрессивной конструкцией;
2) материал и колорит опор, как элементов промышленного пейзажа, вносят диссонанс в природный ландшафт и градостроительные задачи по формированию гармоничной среды обитания человека;
3) высоковольтные линии электропередачи, являясь источником высокочастотных электромагнитных полей, неблагоприятно влияют на среду обитания человека.
Эстетическое переосмысление унифицированных опор ВЛ поможет в какой-то мере сгладить эти проблемы: посредством изменения колорита металлических конструкций можно создать дружественный, психологически совместимый с природой человека дизайн среды и расширить функциональные возможности опор, используя их в качестве информационных носителей.Наличие унифицированного конструктивного решения опор ВЛ не позволяет оперировать их выразительной формой и своеобразной конструкцией. Возможность эстетического преобразования стандартизированных элементов представляется в следующих направлениях:
– колористическое решение — суперграфика,
– световое решение — статичная или динамичная подсветка.
– декоративное оформление.
Эстетические требования к опорам ВЛ заключаются в следующем:
- – выразительность — способность объекта своим внешним видом создавать соответствующее художественно-образное восприятие (безопасность, спокойствие и уравновешенность);
- – гармоничность — свойство формы и цвета быть органично связанными с окружающей средой (городской и природный ландшафт);
- – оригинальность — совокупность своеобразных отличий, что позволяет отличить данную модель от унифицированной;
- – стилевое единство — отражение исторически сложившихся социально-экономических и эстетических принципов;
- – современность — соответствие стиля тенденциям и общему стилевому направлению в дизайне (ведущий тренд в мировом дизайне — эко-дизайн).