Больше или меньше – этот спор между конструкторами танков начался еще на заре танкостроения и продолжается до сих пор.
Инженеры во время Первой мировой войны пытались придумывать все более крупные военные орудия и бронированные машины. И одним из самых интересных монстров был танк, разработанный русским инженером Василием Менделеевым, сыном знаменитого химика.
Василий был конструктором подводных лодок и минных заградителей - и в 1916 году он представил военному министерству чертежи первого в мире сверхтяжелого танка.
Танк имел высочайшие для своего времени показатели бронезащиты и огневой мощи. В нем предполагалось установить 120-мм морскую пушку, а экипаж насчитывал 8 человек.
Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений, многие из которых увидели свет лишь десятилетия спустя. Например, это широкое использование пневматических систем - с помощью пневматики в танке Менделеева работала подвеска, стартер двигателя, переключение скоростей, наводка орудия.
Пневматика дожна была позволить танку двигаться с полуопущенным корпусом и совсем опускать корпус на землю во время остановки - что хорошо защищало бы гусеницы от огня неприятеля. Так вот эта идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х годов на немецкой тяжелой самоходной мортире «Карл» - а пневматическая подвеска впервые появилась у танков разных стран лишь в конце Второй мировой войны.
Несмотря на высокую сложность танка Менделеева, этот проект был вполне реализуем на военных заводах того времени.
Но такой танк был слишком дорогим - его постройка соответствовала стоимости подводной лодки - и военные отвергли этот проект.
Примерно так же было и в других странах. Самые большие из придуманных инженерами гигантов на полях сражений Первой мировой так и не появились – военные говорили, такие машины слишком дорогие, к тому же они часто неуклюжи и поэтому легко уязвимы.
Выбор был сделан в пользу менее крупных танков, и даже начался бурно развиваться обратный процесс - миниатюризация бронетехники. Маленькая машина в бою могла оказаться более эффиктивные, чем громоздкие конструкции – прямо как это описывал еще Шекспир:
«Проворный карлик на войне полезней,
Чем великан, от сна осоловелый».
И на фотографиях времен Первой мировой войны можно увидеть самую удивительную миниатюрную бронетехнику. Что-то так и осталось в опытных образцах, а что-то было запущено в производство.
Например, в Германии появился мотоцикл в виде маленького танка – и у него, как у настоящего танка, была даже пушка и пулемет.
В Италии стали делать «мотопулемет» – мини–танк на базе мотоцикла. Водитель полулежал, но в его распоряжении были два пулемета и даже последнее слово тогдашней военной техники –гранатомет с запасом 50 гранат.
А во Франции в 1938 году инженер Леэтр представил военным свое изобретение - мотоцикл на гусеничном ходу. Инженер убеждал, что броня и высокая проходимость сделает эту машину, которую он назвал Tractorcycle, идеальным военным мотоциклом.
Но выяснилось, что у бронированного Tractorcycle плохая управляемость. Поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, и это делало его крайне неустойчивым на повороотах. Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но военные так и не заинтересовались его разработкой.
В общем, танки, появившийся в Первую мировую войну и в последующие годы, были самые разные – и даже из фанеры. Вместе с реальными танками родилось искусство и обманывать неприятеля с помощью муляжей.
Сохранилась фотографии: солдаты британских войск во Франции переносят танк поближе к немецким позициям. Этой части не досталось настоящих танков, и командиры решили организовать этакую психическую атаку. Построили десять муляжей на замаскированных колесах.
Каждую такую коробку из фанеры передвигали шесть человек, они же стреляли из настоящих пулеметов, чтобы все выглядело более убедительно.
Успех во время наступления был полный. Немцы, увидев вдалеке страшные силуэты, без боя оставили окопы и отступили.