Никогда не задумывались, почему в совете директоров крупнейших компаний так много иностранцев? На первый взгляд, выглядит странно. И вправду – РЖД, Русал, Норникель… Да даже в «Делимобиле» работал экс-премьер Италии Маттео Ренци – просто какое-то засилье иностранцев! Означает ли это, что силы из-за рубежа контролируют важнейшие стратегические отрасли в России – от авиации до энергетики? Конечно, нет, и сейчас мы объясним, почему.
Для начала немного статистики. 14% всех членов советов директоров в России – иностранцы. До начала СВО эта доля достигала 30%. Преимущественно это граждане Великобритании, США, Германии.
«Зачем нужны все эти люди и чем они занимаются? Неужели у нас своих директоров не хватает? Да любой русский Иван с радостью вошел бы в состав. Увы, такие мнения можно встретить сплошь и рядом, ими охотно делятся в соцмедиа люди, которые не то что гигантской компанией, а даже ларьком с шаурмой не управляли.
Нет, мы не умаляем заслуг российского менеджмента – он классный! В конце концов и в зарубежных советах директоров есть наши специалисты – Юрий Мильнер, Александр Лебедев, Дмитрий Рыболовлев. До недавнего времени футбольный мир боготворил директора Марину Грановскую, а болельщики «Челси» до сих пор мечтают вернуть ее обратно. Как им не обойтись без нас, так и нам не обойтись без них.
Но функционал зарубежных директоров не ограничивается исключительно политикой. Это также профессиональный, технологический опыт. Например, француз Ив Тибо Де Сильги был одним из тех, кто отвечал за введение евро в ЕС. Надо ли говорить, насколько это выдающийся финансовый консультант? Помимо российского банка он также входил в менеджмент Autoroutes du Sud de la France, бельгийского химконцерна Solvay, Vinci и даже компании, выпускающей Louis Vuitton.
Блестящая выпускница Гарварда Натали Брагински Мунье из Сбера долгое время входила в комитет по аудиту и комитет по стратегическому планированию. Наличие профессионалов высокого уровня позволяет компаниям быть конкурентоспособными на мировой арене.
В отличие от правления, совет директоров – это реально совет, который не может принимать никаких решений – только рекомендовать их. Иными словами, все это – про качество управления, связи и в итоге общую эффективность. А общая эффективность – это инвестиции, это конкуренция и развитие, это зарплаты и налоги, в конце концов. И именно навыки, умения и опыт таких директоров позволяли нашим компаниям быть конкурентоспособными, а нам – радоваться, что мы получили долю рынка, которая пойдет на развитие России.
Приобрели мы или потеряли, лишившись специалистов такого уровня? Ответ очевиден. Для всех, кроме необразованных неучей, призывающих всех выгнать, а затем все отобрать и поделить. Слава богу, таких меньшинство – на РОИ инициатива запрета иностранного участия в СД набрала немногим более пары тысяч голосов.
Из-за санкционного мракобесия российские компании вынуждены скрывать составы СД, чтобы не навредить их иностранным членам. Так, при попытке нагуглить СД, у «Северстали» и «Сибура» – раздел в разработке или на плановом техническом обслуживании, раздел пуст на сайте «Евраза», по другим крупным компаниям где-то просто выдается «ошибка 404». Но, например, «Новатэк» и некоторые другие компании сумели сохранить иностранных директоров, несмотря на всевидящее око большого санкционного брата.
И, хотя многие компании за это подвергаются нападкам, хочется верить, что рано или поздно западные политики наиграются во всемогущих демиургов и все пойдет своим чередом. Очень хочется, чтобы к этому моменту наши энергетика и алюминиевая промышленность оставались лидирующими и продвинутыми.