Найти тему

Стадии процесса обучения

Сегодня наша статья будет посвящена процессу обучения.
Рассмотрим:

  • Что важно помнить преподавателю при составлении урока?
  • Какие стадии нужно включить в занятие, чтобы усвоение материала прошло на «УРА!».

Чтобы образовательный процесс проходил эффективно, преподавателю с учениками необходимо пройти определенный путь, который состоит из следующих стадий обучения:

Проверка уровня знаний
Определение уровня знаний по определенному предмету в начале занятия или курса занятий позволяют выяснить слабые и сильные стороны ученика, а также способствует созданию индивидуального маршрута обучения. Другими словами, с помощью диагностики преподаватель определяет базу знаний на данный момент.
Её можно провести в разных форматах: тестирование, устный опрос и тд.
За первоначальную проверку знаний оценок не ставят, она нужна для получения информации об основных ошибках, пробелах в знаниях ученика.

Выработка целей и задач обучения
Умение чётко поставить цель и задачи урока – важный элемент процесса обучения. Цель указывает на достижение конкретных результатов. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Преподаватель может ставить на урок разные цели для комбинирования методов обучения: познавательные и воспитательные, закрепление и углубление знаний.
В то же время задачи, то это действия, которые помогают достичь поставленной цели. Они могут быть: образовательными, воспитательными, развивающими.
Но независимо от типа целей и задач, они в любом случае должны соотноситься с целями самого ученика. От этого зависит уровень его мотивации и заинтересованности.

Усвоение новой информации
Эта стадия подразумевает сам процесс передачи знаний от преподавателя к ученику с помощью разных методов и способов обучения. Например, в виде лекции, беседы, видеофильма, групповой дискуссии и тд.
Важно учитывать, что ученики 5-7 классов способны воспринимать устную информацию продолжительностью до 20 минут, ученики 8-9 классов – до 30 минут, 10-11 классов могут воспринимать информацию до 70 минут. Стоит помнить, что любое объяснение учителя нужно сопровождать схемами и записями на доске.

Переваривание новой информации
Ученики начинают самостоятельно перерабатывать новый материал. Это может выражаться в заполнении таблиц и схем, перечитывании конспектов, переоформлении с помощью красных строк, записывание примеров с новой строки в тетради, просмотр дополнительных -видео и -аудио материалов.
Чтобы стимулировать активность ученика на этой стадии рекомендуется сменять типы деятельности во время урока.

Использование нового материала
После переработки новой информации её необходимо закрепить и понять, как и где её можно применить на практике. Для этого используются устные опросы, развернутые и тестовые задания в классе или дома.
По мере развития образовательного процесса урок может дополняться новой информацией из учебника или методических пособий, если ученик успешно усваивает материал.

Стадия контроля
Эта стадия подразумевает первый контроль полученных знаний ученика. Преподаватель использует проверочную или контрольную работу, устный или письменный зачет, диктант, чтобы проверить, насколько ученик продвинулся от точки, с которой начинал, отследить прогресс за конкретный промежуток времени.
Без отслеживания своих пробелов в проверочных работах ученик не сможет сделать работу над этими самыми ошибками и продвинуться в теме.

Стадия корректировки понимания
Если очевидно, что ученик не успевает по составленной программе, то стоит скорректировать интенсивность или изменить методы воздействия, чтобы поправить индивидуальный маршрут обучения для наилучшей эффективности.
Так, одни часы могут быть посвящены работе с учебником, а другие закреплению знаний тестовыми заданиями или активной работой в группах.

Стадия подведения итогов
В конце урока или пройденного блока на курсе, преподаватель сколачивает материал в единую конструкцию. На этой стадии нужно убедиться, что ученик улавливает связующую нить между темами может применять знания на практике.

После этой стадии можно переходить к изучению нового блока по предмету.