Найти тему

Черты зодчества Великого Новгорода в XIV веке

В Древней Руси Новгород являлся одним из центров славянской культуры. Жителям Новгорода повезло в том, что войска монголо-татар не дошли до него в отличии городов и селений северо-восточной Руси, сожжённых, разорённых с уничтоженными или полонёнными обитателями.

Задолго до официального принятия христианства на Руси, в Новгород приезжали часто с запада Европы миссионеры, в частности ирландские, монахи, торговцы. Считается, что новгородцы переняли традицию монахов Северной Европы использовать звон колокола для призыва на различные собрания. В Новгородской земле найдены тонкие арабские дирхемы, но связь с Европой была прочнее, о чём говорят: Готский двор с церковью Св. Олафа (1029—1030), Немецкий двор с церковью Св. Апостола Петра (в конце XII в.), церковь Св. Параскевы (1207 году), Римской девы, её культ связан с почитанием Св. Николая Барийского и Св. Климента, четвёртого епископа Римского. В XIV в Новгороде существовало представительство Ганзейского союза стран Северо-Западной Европы.

Кресты в стенах древних храмов Новгорода похожи на ирландские кресты.

В XII веке в Новгороде сформировалась власть народного собрания (вече), что повлияло на культуру города и отразилось в зодчестве, живописи, иконописи. Новгородская культура стала простой со строгим лаконизмом форм. И в XII-XVI века в Новгородской республике сложилась своя региональная древнерусская школа архитектуры, иконописи, фрески. В XIII-XIV века из неё выделилась Псковская школа зодчества и росписи.

О храмах XII-XIII веков, сооруженных в Великом Новгороде писала в предыдущей статье. Теперь речь пойдёт о некоторых церквях, созданных в XIV веке.

На берегу Плотницкого ручья (позже Федоровский) Торговой стороны Новгорода по велению посадника Семена Андреевича в 1360-1361 годы построили церковь Феодора Стратилата на Ручью. По мнению специалистов, Семён Андреевич замыслил постройку для хранения ценностей как «каменный сундук-сейф». Несколько веков являлась приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. При прокладке дороги Москва-Ленинград в 1954 году Фёдоровский ручей засыпали. Храм - классический памятник зодчества Новгорода XIV века. Здание - кубического типа четырехстолпный, одноглавый. Считается, что пропорции церкви и мастерство – «высокохудожественное произведение». В пластику фасадов привнесены новшества того времени: три арки, соединенные друг с другом, средняя возвышается над боковыми - трехлопастное завершение. Лопатки и разные декоративные элементы: аркатуры (непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок), ниши, бровки (рельефная арка над оконным или дверным проёмом, нишей), валики, кресты — рельефные («голгофа») и вкладные (углублёнными) украшают фасады. Новшеством являются стрельчатое завершение окон и порталов, над которыми сделаны бровки.

Внутри помещения столбы установили ближе к стенам, тем самым подкупольное пространство стало шире, что сближает с храмами, которые созданы по зальному типу - вытянутый в плане с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика). Раньше в церквях лестницу, ведущую на хоры помещали внутри (в толще) стены, теперь же построили каменную лестницу в северо-западной части и внутри помещения. Устроили в стенах несколько тайных углублений – камер для хранения ценностей.

При реставрационных работах обнаружены фрагменты древней росписи, предположительно выполнены византийским живописцем Феофаном Греком или его учениками. Расписан между 1361 и 1396 годами. Такой вывод специалисты сделали по найденным греческим надписям. В росписи преобладает темно-коричневый цвет, экспрессивный стиль и другие художественные приемы имеют общие черты с росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

На фасадах в нишах мастера расписывали фресковые изображения. То, что на фасадах к верхней части увеличивается количество декоративных элементов говорит о влиянии западноевропейского готического стиля.

На стенах церкви обнаружены и немало средневековых граффити, вот некоторые: «Не шуметь, ходите тихо», «Пойду бобром возле реки» (пять раз), «А се поют на полатях у святого Покрова», «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал».

Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата, XIV в. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата, XIV в. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.

В XVII веке с запада к церкви пристроили ещё помещение и колокольню. Ныне церковь Феодора Стратилата на ручью находится на левой стороне улицы Фёдоровский ручей и является объектом Новгородского музея-заповедника.

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице». «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)». Сооружён на месте обветшавшей деревянной жителями главной улицы Славенского конца - торговой стороне на берегу Волхова, напротив Детинца. В 1378 году известный константинопольский живописец Феофан Грек расписал церковь. Сохранились небольшие фрагменты монументальной росписи – единственные в мире этого мастера.

В Новгороде происходил постепенный процесс вытеснения византийской княжеской культуры простонародной из-за смены заказчиков: церкви строили по желанию не князя, а богатых торговцев, бояр и даже «уличан» - жителей прихода. «Перемена идеологии каменного строительства означала завершение культуры Древней Руси».

Здание церкви Спаса Преображения на Ильине улице величественно и изыскано. Для архитектуры XIV века Новгорода характерным было использовать четырёхстолпный квадратный в плане храм с одной алтарной апсидой и одним куполом; с трёхлопастным завершением фасадов, с богатым наружным декором. Фасады разделены лопатками на три прясла, которые сверху окаймлены двойными «ползучими» арками. Проёмы и ниши узких вертикальных окон полукруглое и стрельчатое завершение. Апсида украшена арочками. Барабан купола и верхние контуры прясел украшены бегунцом (на кирпичной кладке пояс из ряда треугольных углублений, вершинами вниз и вверх) и поребриком. Фасады ещё украшены и крестами рельефно выложенными или каменными резными (вкладными). Кресты со ступенчатым основание — голгофа (голгофские кресты), асимметрично размещены на плоскостях фасадов.

Ныне Преображенская церковь является музеем.

На правом берегу Волхова, где впадала речка Ви́тка в 1383 году на территории Богословского женского монастыря, основанного в 1354 году, заложена каменная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В тот период это местечко находилось в урочище Радоковицы, за Окольным городом. Ныне на месте этой речки сточная канава. Окольный город Новгорода - протяжённое кольцо укреплений всего города по побережным частям - сторон Софийской и Торговой: валы и стены. Окольные города существовали в Москве и Пскове. Однако в летописях окольный город Новгорода именуют «острогом», так как стена состояла из брёвен с заострёнными краями.

Здание церкви достроено в 1384 г. с характерными чертами новгородского зодчества второй половины XIV века в виде однокупольного прямоугольника с размером основания около 8×11 м., трёхнефный, одноапсидный. Коробовые (изогнутые) своды центральных нефов перекрыты, что характерно в целом для романского стиля X-XIII веков; у западной стены внутри помещения устроены хоры. В данной церкви, как и во многих храмах Новгорода, в стенах есть несколько каменных закладных крестов. Эта традиция в новгородских церквях началась в середине XIV века.

В XVI веке с западной стороны пристроили притвор с тёплым Успенским приделом, в XVII-XVIII веках на его фундаменте возвели пристройку со звонницей.

В 1764 году монастырь упразднили и главный монастырский храм стал приходским. В 1799 году пристроили небольшую колокольню в стиле классицизма.

В 1920-е годы храм закрыли, а в 1929 году продали колокольню на слом. Кирпич пошёл на строительство городской электростанции. Позже в здании церкви разместили склад лодочной станции.

В период Великой Отечественной войны бомбёжки нанесли ущерб зданию церкви, которое пришло в аварийное состояние. В 1946 году временно укрепили подпорками из брёвен. Позже зданию ещё нанесла удар природа, молния повредила кровлю и северо-западную часть кладки барабана.

В 1952 году под руководством архитектора Любови Шуляк проводили реставрационные работы.

В 2001 году церковь Иоанна Богослова на Витке передали новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви. Затем проходили реставрационно-восстановительных работы под руководством архитекторов-реставраторов Владимира Анатольевича Дружинина и Галины Михайловны Кулаковой. Обнаружены средневековые рисунки и надписи. Воссоздана часть традиционного древнерусского тяблового иконостаса - иконы установлены в пазах длинных брусьев, закреплённых в кладке стен.

Ныне храм Иоанна Богослова - старообрядческий приход, принадлежит Санкт-Петербургской и Тверской епархии Русской православной старообрядческой церкви.

Спасибо за внимание.