Вот уже более тысячи лет Россия и Польша соседствуют друг с другом и постоянно соперничают. Отношения между странами осложнялись не только проблемой территориального размежевания бывших имперских земель, но и двухвековой пропагандой «исторической вины России перед Польшей» – эта идея чрезвычайно популярна среди польской интеллигенции и активно распространялась ею среди широких слоев населения, а поэма А. Мицкевича «Дзяды», где появляется тема трагической судьбы юных поляков, которых преследуют русские, была настольной книгой в каждой семье.
Революция в России привела к тому, что «начальник государства Польского» Ю. Пилсудский подавал Европе Польшу как защитницу «цивилизованного Запада» от «варварского» Востока и как барьер распространению коммунизма.
Возникла парадоксальная ситуация, когда оба государства готовы были решить свои проблемы оружием, но Польша начала первой, чтобы при помощи войны и отторжения у России украинских и белорусских земель решить свои экономические проблемы, выйти из зависимости от Западных держав, придать себе статус великой державы.
Получив в результате отражения наступления польских войск на Украину возможность нанести ответный удар и принести советскую власть в Польшу, Советская Россия, естественно, этой возможностью воспользовалась. На заседании ЦК было принято решение: штыками пощупать, не созрела ли в Польше пролетарская революция, а может быть, двинуться и дальше – отсюда лозунги в Красной армии: «Даёшь Варшаву! Даёшь Берлин!» Причём в это же время Пилсудский на вопрос французского журналиста о планах Польши в отношении Украины, Белоруссии и Литвы отвечал: «На штыках несём этим несчастным странам свободу». Он создаёт образ Польши – освободителя от большевиков и борца против коммунистического натиска.
В войну Польши с Советской Россией примешалась исторически сложившаяся ненависть поляков ко всему русскому, и даже религиозная рознь, подогретая католической церковью, что по большей части и обрекло наших солдат на муки польского плена.
События войны 1920 года показали, что реализовать в полном объёме как польские, так и советские планы невозможно. Сторонам пришлось пойти на компромисс, Россия и Польша наконец-то признали друг друга равноправными сторонами, что и отразилось на ходе переговоров о мире и в Рижском мирном договоре.
Но итоги войны вскружили головы полякам – впервые за сотни лет Польша победила Россию, крупнейшую евроазиатскую державу, что создавало у поляков обманчивое впечатление, что и Польша тоже становится великой державой.
Польша до конца так и не смогла избавиться от иллюзорного представления о собственной мощи и величии, но великой её в 1939 году уже никто не считал. Чрезмерные требования к соседям, самоуверенность не позволили ей заключить соглашения ни с Германией, ни с СССР.
В итоге брошенное на произвол судьбы польское государство было принесено в жертву политике «умиротворении» Гитлера, и такой исход вполне закономерен, учитывая особенности польской самовлюблённой политики в 1920-х и 1930-х годах.