Найти в Дзене
Литературненько

"Дружба" Есенина и Маяковского

В предыдущей статье было затронуто несколько конфликтов между нашими любимыми известными писателями. И у вас мог возникнуть закономерный вопрос: а где Есенин и Маяковский? Как можно было обойти этот конфликт? Ведь батл последнего лирика деревни и первого поэта революции известен, пожалуй, даже тем, кто и стихов-то их не читал. Вроде, оба поэты, но литературные направления их творчества категорически не совпадали. Начнём с очевидного: и Есенин и Маяковский - поэты, однако они представляли разные литературные направления: имажинизм и футуризм. Имажинизм был популярен в России в 20-х годах XX в., и главной его идеей было главенство самоцельного словесного образа над смыслом произведения. Для таких стихов характерны метафоры или метафорические цепи, сопоставляющие прямые и переносные образы. Зачастую эти элементы выглядят очень изящно и красиво, но иногда вызывают некоторое количество вопросов... Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенн

В предыдущей статье было затронуто несколько конфликтов между нашими любимыми известными писателями. И у вас мог возникнуть закономерный вопрос: а где Есенин и Маяковский? Как можно было обойти этот конфликт? Ведь батл последнего лирика деревни и первого поэта революции известен, пожалуй, даже тем, кто и стихов-то их не читал. Вроде, оба поэты, но литературные направления их творчества категорически не совпадали.

Начнём с очевидного: и Есенин и Маяковский - поэты, однако они представляли разные литературные направления: имажинизм и футуризм.

Имажинизм был популярен в России в 20-х годах XX в., и главной его идеей было главенство самоцельного словесного образа над смыслом произведения.

Для таких стихов характерны метафоры или метафорические цепи, сопоставляющие прямые и переносные образы. Зачастую эти элементы выглядят очень изящно и красиво, но иногда вызывают некоторое количество вопросов...

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
(С. Есенин)

Футуризм же не просто отказывался от привычной поэзии, а делал это крайне радикально. Целью данного направления было создание искусства будущего, а пришёл он к нам из Италии.

Футуристы - это не только поэты, да и поэтов-футуристов огромное множество: кубофутуристы, эгофутуристы, имажинисты... Да, откололся имажинизм от того самого футуризма, но в этом всё и дело, что откололся. 29 января 1919 г. имажинисты опубликовали первую Декларацию с новыми принципами нового течения.

Так что мало ли, как чисто гипотетически могли относиться друг к другу Маяковский и Есенин - они представляли направления, конфликтовавшие между собой, являясь яркими их представителями.

Впервые увидев Есенина, Маяковский нашёл его образ слишком бутафорским, так как тот был в лаптях и вышитой рубахе. Это удивило поэта, ему казалось, что любой бы "мужик" стремился при случае приодеться.

В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и оставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
- Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
- Мы деревекнские, мы этого вашего не понимаем… Мы уж как-нибудьпо-нашему, в исконной, посконной…
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый”

-2

Однако дальнейшие претензии к Есенину были в основном по поводу имажинизма, который тот представлял. Именно в этот период сложился есенинский образ поэта-хулигана. Что там Маяк про лампадное масло говорил? Серёжа устраивал пьяные дебоши в ресторанах, драки с милицией (той, кстати был отдан приказ отвозить его в участок сразу, как Есенин появится пьяным в общественном месте)

В общем между поэтами возникла литературная борьба, они постоянно подкалывали друг друга, что привлекало массу внимания.

Есенин рвал книги Маяковского, если находил их в доме, но при случае цитировал, чтобы продемонстрировать бездарность стихов. Значит - читал?

Поэзию оппонента он оценивал так:

Про Маяковского что скажешь? Писать он умеет — это верно, но разве это поэзия? У него никакого порядку нет, вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно

А ещё говорил, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, тот же отвечал:

Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом

И отвечал довольно много, он при каждом случае критиковал Есенина, спорил с ним и с его аудиторией, стебался над его поэтическими приёмами, говорил, что Есенин, хоть и талантлив, но пишет совершенно не то, что надо, приносит вред, а потому даже плохо, что он талантлив. Нередко Маяковский использовал фамилию своего противника в негативном контексте: "красивый парень сельско-есенинского вида"

Их конфликт был очень ярким и нарочитым, это замечали и их коллеги - Анна Ахматова говорила:

...Маяковский и Есенин – оба были подростки, один городской, другой деревенский...

Но самый крупный "батл" между двумя поэтами произошёл 17 ноября 1920 г. Был запланирован литературный вечер под названием "Суд имажинистов над литературой" в большом зале Политехнического музея - и всё шло прекрасно: собралась огромная толпа народа, выступающие поносили своих коллег по цеху на чём свет стоит, но эту идиллию прервала фраза из зрительного зала "Прошу слово!" - на сцену вышел Маяковский.

-3

Он, что называется, дал сдачи за всех и отчитал каждого в своём неповторимом стиле. Ответить ему решился Есенин - хоть и со стороны это могло выглядеть довольно смешно - двухметровый Маяк и Серёжа, пытающийся его перекричать - говорил Есенин невероятно воодушевлённо.

Постепенно борьба литературных направлений переросла в схватку двух их величайших представителей.

Личные же встречи были мирными, да и не признавать талант друг друга они не могли. Маяковский даже хвалил стихи Есенина, завершив похвалы просьбой не говорить об этом самому автору стихов, а однажды даже назвал Есенина чертовски талантливым. Говоря об имаженистах, Владимир Владимирович отмечал, что из них останестя лишь Есенин.

Тот же в свою очередь тоже упоминал Маяка:

Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся

Да даже в их якобы враждебных упоминаниях друг о друг нередко встречается что-то вроде "Да, он конечно, очень талантлив". Эта история могла бы продолжаться долго, но в 1924 году Сергей Есенин официально вышел из рядов имажинистов, а в 1925 году его не стало. 28 декабря его нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Вокруг его смерти ходит множество легенд и предположений. Официальная версия: поэт повесился в состоянии депрессии.

После смерти Есенина, Маяковский посвятил ему целое стихотворение, только это уже была совсем не издёвка, а самая настоящая безысходность.

Для веселия
       планета наша
              мало оборудована.
Надо
   вырвать
       радость
           у грядущих дней.
В этой жизни
       помереть
            не трудно.
Сделать жизнь
        значительно трудней.
(В. Маяковский)

Конечно, он прекрасно понимал, какого поэта потеряла страна, хоть и считал поступок Есенина слабым. Кто бы мог подумать, что он и сам вскоре уйдет из жизни, выстрелив себе в сердце.

Этот конфликт я считаю самым интересным в русской литературе. Во-первых, соревновались настоящие мастера слова, во-вторых строился он прежде всего не на личной неприязни, а на разных взглядах на поэзию, предназначение поэта и многие другие идеи. В-третьих, оба прекрасно осознавали, насколько великое наследие оставляет каждый из них, насколько талантлив и знаменит "противник".

Кажется, даже сейчас, спустя 100 лет любители поэзии чётко делятся на тех, кто предпочитает Маяковского, и тех, кто - Есенина. А вам чьи стихи нравятся больше?