Найти тему
Гитарный Клуб

История испанской гитары

Музыка - один из способов передать чувства без слов. Испанская гитара, проделав длинный путь с античности и сменив множество обличий, сегодня находится среди самых популярных инструментов мира. Предлагаем заглянуть в прошлое и проследить ее путь.


Начнется наше путешествия с третьего тысячелетия до нашей эры, в Месопотамии. Там появилась древняя лютня, что подтверждают каменные фигурки, изображающие людей, играющих на лютнях. Переселение жителей Месопотамии привело к распространению инструмента. Сперва он попадает в Египет, а затем и в Грецию, где в руках мастеров получил новое воплощение и имя – кифара. Звучит знакомо, не правда ли? Считается, что знакомое «гитара» пошло от этого инструмента. Впрочем, сама кифара распространения не получила, как и персидский брат – барбат.

Другая участь ждала уд. Инструмент стал популярен и распространился на западе.

По устройству уд был похож на современную гитару, однако имел больше струн – одиннадцать либо тринадцать. С завоеванием Испании, Мавры вводят в страну уклад, традиции, а вместе с ними и уд. В дальнейшем ему удалось развиться и появилось два новых инструмента: мавританская и латинская гитары. Мавританская внешне напоминала уд, латинская скорее испанскую гитару. Играли на них разными способами: на мавританской - медиатором, а на латинской - щипком.


Другим ответвлением уда становится лютня. Название было взято с месопотамского инструмента, однако внешне, латинская лютня больше походила на уд. Инструмент обрел популярность в Европе и привлек внимание к струнным, что привело к появлению виолы. Выделяют три вида по методам игры: смычком, медиатором и щипком. Последняя имела пять либо шесть парных струн. В дальнейшем виолу да мано вытеснит барочная гитара, являющаяся логичным продолжением виолы. Барочная гитара близка к современной, у инструмента видна талия и привычный облик грифа. Однако инструменту предстоял еще длинный путь.

Барочная гитара
Барочная гитара

В восемнадцатом веке появляется много нововведений: деревянные колки меняют на механику, нарезные лады на металлические, появляется веерная система натяжения пружин грифа и другие. Мастера того времени – испанцы творившие у себя на родине. Таким образом за Испанией закрепился этот инструмент. К девятнадцатому веку строительство железных дорог привлекло музыкантов в Европу, что способствовало популяризации испанской гитары.

С конца девятнадцатого и в двадцатом веке испанские мастера
создают облик испанской гитары. Среди них важно назвать Антонио де Торреса Хурадо, он увеличил корпус на двадцать процентов, сделал верхнюю деку тоньше, ввел мензуру шестьсот пятьдесят миллиметров. Стандарты, заданные де Торресом, до сих пор используются.

Антонио де Торрес Хурадо
Антонио де Торрес Хурадо

Развитие гитары еще не завершено, мастера и виртуозы продолжают менять облик этого инструмента в творчестве. Часть имен на слуху, часть еще предстоит открыть. Однако тот дух, та история что отпечаталась в испанской гитаре всегда будет с нами вне зависимости от того знаем мы о ней или нет.

Видео на Ютюбе -
https://youtu.be/2d2eOzwjqgk