Вместо предисловия. А у нас в Зюзюкино сегодня - праздник!
Всем нам (в узких кругах) знакомому Евмению Вареньевичу Т-кову присвоили первую квалификационную категорию. Больше того - удалось обнаружить еще один диплом Евмения Вареньевича - о высшем педагогическом образовании. Вот что мне пишет непосредственная руководительница Евмения Вареньевича, директор школы 626 Ольга Владимировна Гордиец:
Ну да, желчные хейтеры могут сказать - это, мол, просто отписка. То ли сама Ольга Владимировна не читает электронных писем, которые от ее имени отправляются адресатам. То ли она находится в такой тесной связи с родителями учеников школы, что каждый день посещает их семьи, особенно те, где дети находятся на СО, и прекрасно знает как и чему там учат детей. Поэтому лично выдает "семейным учителям" дипломы о высшем профессиональном образовании и присваивает категории.
А давайте просто поверим во все это - и что у Евмения Вареньевича действительно первая квалификационная категория, и что трое его детей в восемь лет изучили все предметы по курсу основного среднего образования и лично сдали ОГЭ и ЕГЭ, о чем свидетельствуют аттестаты, выданные школой 626 имени Н.И. Сац.
Поскольку те из нас, кто следит за маленьким приветливым семейством Евменьевичей знают, каковы эти выпускники, надо просто радоваться тому, что наши дети и внуки НЕ учатся в школе 626 имени Н.И. Сац. А вдруг у них там все выпускники такие - половину звуков не выговаривают, задирают ноги на диван, и обзывают незнакомую взрослую женщину "недоучкой" с полного радостного одобрения их наставника - педагога первой категории .
Нет, мы уж лучше по старинке: когда в класс входит взрослый - вставать, здороваться вежливо, на вопросы отвечать полными предложениями и глядя в глаза. Уметь пользоваться ложкой и вилкой, кашу руками не хватать. Если поступишь в институт - по коридору не бегать, в служебные помещения не заглядывать бех спроса. Каждый день посещать учебное заведение и без родителей сдавать сессию. За ребенка, воспитанного таким образом, мне как-то спокойнее в его взрослой последующей жизни. Как вы к людям - так и они к вам.
А теперь - к основной теме нашего рассказа.
Фрида Вигдорова и ее "Дорога в жизнь"
Как это не банально звучит, судьба учителя, журналиста и писателя Фриды Абрамовны Вигдоровой - неотъемлемая частичка судьбы нашей страны. Родилась в 1915 году, за два года до Октябрьского переворота. В 1924 году - Фриде 9 лет, она во второй группе (классы тогда были исключительно социальным понятием).
В 1937 году Фрида оканчивает педагогическое училище и идет работать учителем русского языка и литературы в школу. Очень скоро начинает сотрудничать с "Комсомолкой" и "Литературкой", уходит на журналистские хлеба. В первый раз выходит замуж, муж погибает на фронте в 1942 году. После войны полностью переключается на журналистику, в 1948 году - получает пинка из "Комсомолки" , за то что Фрида да еще Абрамовна.
У Вигдоровой еще много было разных событий в жизни, если интересно - почитайте сами, ее биография есть в интернете. Хочу только добавить, что друзьями Фриды Абрамовны Вигдоровой были Иосиф Бродский и Александр Гинзбург, что ее сватья, мама мужа дочери Фриды Абрамовны - Ирина Грекова ("Кафедра", "Вдовий пароход", "Хозяйка гостиницы"). И что умерла она незаслуженно рано - в 1965 году, когда ей было всего 50 лет. С высоты моих шестидесяти это почти молодость.
Так вот, о книге "Дорога в жизнь". Кто читал "Педагогическую поэму " Макаренко или хотя бы смотрел прекрасный фильм 1955 года Маевской и Маслюкова, помнят и Семена Карабанова, его в фильме играл Юлиан Панич. А трилогия Вигдоровой как бы продолжает Педагогическую поэму и написана даже в той же сдержанной немного ироничной стилистике.
Семен Карабанов, воспитанник Антона Семеновича Макаренко, берет на себя заведывание детским домом - одним из худших в Ленобласти. Уже через несколько месяцев в детдоме устанавливается чистота, порядок, приходит достаток. 80 ребят и меньше десяти воспитателей, они же и учителя - это одна большая семья. В семье, правда, одни мальчики, но живут они не за забором, общаются с ребятами и девчонками из окрестных населенных пунктов, сотрудничают с пионерской и комсомольской организациями Ленинграда. Летом 1933 года в детском доме даже гостят ребята, вывезенные из охваченной беспорядками Германии - дети сироты, их родители или погибли, или в застенках.
Фрида Вигдорова не рисует идеализированную картинку - вот мол, приехал с Украины молодой красивый парень, навел порядок, вымыл, отучил воровать - и все дети стали ангелами. Нет, в книге правдиво и иногда с горечью описываются и ошибки, и "педагогический брак" молодого Семена Карабанова.
Во второй части "Это мой дом" - про то, как Карабанов, оставив детдом под Ленинградом на своих сотрудников и учеников возвращается в Украину: там надо поднимать еще один детдом "для дефективных". И там не все на сразу налаживается, и там находятся свои "неподдающиеся".
Совсем легко Вигдорова касается в своих книгах про Карабанова непростой темы: можно ли переносить принципы и методику воспитания "по Макаренко" на "нормальных" детей. Имея в виду, что и менталитет, и основы у бывших беспризорников одни, а у домашних детей, каковы бы не были условия их жизни в семье, - другие.
И мне кажется, что сама автор - Фрида Абрамовна Вигдорова - отвечает на этот вопрос положительно. Во второй части трилогии есть такой персонаж - Владислав Сизов, мальчик из интеллигентной семьи, которого "сдают в детдом" его бабушка с дедушкой. Не подумайте чего плохого, они просто не справляются с юным, залюбленным и забалованным с детства эгоистом. Владислава начинают воспитывать в коллективе, и он постепенно "становится человеком".
Кто не читал - почитайте, если вы любите прозу про детей и их воспитание, книга нисколько не устарела.
А я хочу напоследок высказать две свои мысли, родившиеся у меня после прочтения (в десятый, наверно, раз!) книги Фриды Абрамовны Вигдоровой "Дорога в жизнь".
Мысль первая - хороший "правильный" детский дом, где дети и взрослые живут как одна семья - похож на действительно многодетную семью, где есть отец, мать, возможно другие родственники и много-много детей. Но все дети родные, всех помнят по именам, знают, кто что любит на завтрак, кому что дарить на день рождения и так далее. Дальше, подумала я, что получается: большая многодетная семья - это как маленький хорошо устроенный детский дом.
Другое дело, что изначально детский дом возникает как "наименьшее зло", туда привозят детей, о которых просто некому больше позаботиться. А многодетная ("глубоко многодетная" по выражению учителя первой категории Е.Т.) семья - это дело не вынужденное, а добровольное. Люди сами захотели, чтобы у них было "семеро по лавкам". Ну, любят они детей и любви этой так много, что надо чтобы детей было как можно больше - десять-двенадцать-пятнадцать, иначе меньшее количество детей родители будут просто душить своей любовью. Так или нет? Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Мысль вторая, тоже, на первый взгляд, элементарная. Человек, пошедший в педагогическую профессию по призванию (а в книге Вигдоровой таких - большинство), любит сам процесс учебы. Он не привязан к результату. Вот, например (это из первой книги) учительница Екатерина Ивановна летом постепенно готовит малышей к началу учебного года:
"- Ну куда годится человек без знания арифметики! – услышал я в другой раз. - Да ведь она на каждом шагу нужна. Даже дикий человек не мог обойтись без чисел. Когда ему надо было назвать число, он показывал на предметы, которые всегда встречаются в природе именно в таком количестве. Что, непонятно? Сейчас объясню. Как было сказать "один"? Первобытный человек говорил "луна" – ведь луна одна в небе. Вместо "два" он говорил "глаза"...
- Верно! Глаз-то всегда двое! – крикнул Петька, сам удивлённый и гордый таким открытием.
- А когда надо было назвать число "четыре", говорили "лев".
- Потому что сколько ног? Четыре! – вслух догадался кто-то.
- А три как же? – осведомился младший Стеклов.
- Да, вот это было трудно. В жарких странах говорили: "нога страуса", потому что у страуса на ноге три пальца. А где страусы не водятся, там люди не знали, как быть...
Как-то под вечер, сидя в спальне у младших, Екатерина Ивановна сказала:
- Вот что, раньше я задавала вам задачи, теперь задавайте вы мне. Придумайте какую-нибудь задачку сами.
- Приду-умать?
- А мы не умеем!
Екатерина Ивановна встаёт, ходит по комнате, дотрагиваясь до кроватей, подушек, до тумбочек, и всё повторяет:
- Смотрите-ка, вот задача, и вот, и здесь тоже, да не одна, а целых две. Ну-ка, Павлуша, сосчитай кровати.
- Одна, две... семь, Екатерина Ивановна!
- А в том ряду?
- Одна, две, три... девять! – докладывает Павлушка.
- Ой, я догадался! – кричит Лёня. – В одном ряду было семь кроватей, в другом девять... – И вдруг умолкает, точно ему не хватило дыхания.
- Ну, а дальше? – спрашивает Екатерина Ивановна. – Это вся твоя задача?
- Нет, не вся! – кричат ребята. – Можно узнать, сколько в двух рядах!
- А можно – на сколько в нашем ряду больше!
цитируется по источнику на makarenko-museum.ru
Для Екатерины Ивановны вопрос - а какие документы получат по результатам обучения ее ученики - вопрос даже не второй, а какой нибудь двадцать пятый. Какой надо (аттестат, диплом, грамоту, ковер и телевизор) - такой и получат. Главное - что ей самой нравится учить детей, она испытывает удовольствие от того, что вот недавно ребенок не мог сложить один и два, и вот - уже не только считает, но и сам сочиняет задачки, пусть и немудреные.
И ребята учатся не потому что "папа знает зачем", а потому что им нравится сам процесс получения новых знаний. Но они при этом знают - и зачем эти знания им нужны, для чего в жизни они пригодятся.
Мне кажется, в этом и заключается настоящий смысл образования - дать ребенку не рыбу (пусть это будет золотая медаль или "красный диплом") а удочку - знания, умения и навыки, используя которые он достигнет в жизни всего, чего захочет. И, так заодно, принесет немало пользы своим друзьям, своей стране. Неужели это плохо?
Давайте это обсудим. Встречаемся, как всегда, в комментах, пароль "крашеные старушки". Жду ваших вопросов, историй из жизни, возражений, комментариев.