Представительство Евросоюза в России возобновляет Фестиваль европейского кино, и в этом году он пройдет онлайн с 1 по 15 ноября. Проводился этот кинофестиваль под эгидой Евросоюза 15 лет. В 2022 году по понятным причинам Евросоюз не стал проводить кинофестиваль. В этом году европейцы решили, что лучшее кино, самое толерантное нужно внедрять в умы россиян. На сегодняшний день в России политическая ситуация не изменилась, отношения ЕС и России не улучшились, но мы считаем, что несмотря на это надо интересы народов Европы и России сводить вместе, подводить друг друга к диалогу. Посмотрел фестиваль, который проходил в 2019 году: фильмы самые разные, про события в Чехии в 1990 году (не выпустили по амнистии Вацлава Гавела и устроили бунт), про оккупацию, восстания и т.д. Не знаю, какие фильмы в этот раз привезут.
Сергей Михеев: Не российские фильмы, а европейские?
Да. По последнему просмотру, то, что было в последнем выходе, 30 000 россиян посмотрели за месяц такие фильмы. Тогда ещё было разрешено. Сейчас не знаю, сколько посмотрят и будет ли интерес. Возникает вопрос патриотически настроенного крыла нашего общества: нужен ли нам сейчас европейский масскульт? Голливудские пиратские копии крутят в кинотеатрах - и ничего, никто не спрашивает. А тут всё официально.
Сергей Михеев: Это очень мало. Они любят рассказывать, что «российский народ стонет под страшным кремлевским игом Путина и мечтает вырваться к демократии». Как раз независимая оценка - 30 000 посмотрели онлайн Фестиваль европейских фильмов, хотя нет ограничений - смотри что хочешь. Вот репрезентативный социологический опрос: 30 000 человек из 140 миллионов населения (минус бабушки, дедушки и грудные дети). Это и есть прогрессивно думающая часть российского общества. Интересно понимать, где мы, а где Европа. Это первое.
Второе: мне удивительно, что у нас до сих пор работают представительства Евросоюза. Зачем это надо? Нет у нас отношений с ЕС: они заблокировали всё, что можно, ввели 12 пакетов санкций против нас, а у нас всё ещё работают представительства. Какое-то непонятное двоемыслие.
Дипломаты возразят: нужен хоть какой-то канал связи, случись что.
Сергей Михеев: Кому это нужно? Им? Если что, по телефону позвоните.
Кто-то трубку должен взять.
Сергей Михеев: Двоемыслие в умы граждан вселяет неуверенность в том числе в наших властях. С одной стороны, показывают: «Вот наши воины сражаются, гибнут ребята от западного оружия». С другой стороны, посольства западных стран спокойно функционируют. Даже не понижается дипломатический статус - есть послы, торговля продолжается. На мой взгляд, это неправильно, пахнет ложью.
Может быть это первый шаг навстречу друг другу? Через фильмы, культуру? Понять их озабоченность, нашу озабоченность туда отправить.
Сергей Михеев: 30 лет мы пытались идти друг другу навстречу, но получалось, что от нас требовали подчинения. «Вот вам правильное европейское кино и ценности. Или вы их принимаете, или вы дикие варвары и мы с вами не общаемся». Мы просили их не распространять НАТО на восток, сделали массу шагов навстречу. То, что мы развалили собственную страну и подарили им огромные её части, – это не шаг навстречу? Лучше никаких шагов не надо было делать. Они их оценили? Нет. Они хотят ещё шагов: «Отдайте нам это, уйдите оттуда, откажитесь от этого и полностью станьте такими, как нам нравится».
Это называется не «шаги навстречу», а «порабощение». Что касается запрещать или не запрещать кинофестиваль: если он идет в Интернете, как вы его запретите? Закрыть сайт что ли? Я думаю, в нынешней ситуации еще меньше людей посмотрят их фильмы. Показывать там особо нечего. На мой взгляд, европейское искусство находится в ситуации кризиса и упадка. С одной стороны, оно подавлено американской масскультурой. С другой стороны, всё то, что пытается быть самостоятельным, очень сильно детерминировано современной политической идеологией Запада. То, что они сюда присылают, очень сильно идеологизировано. Были бы какие-то вещи, которые интересно посмотреть с точки зрения киноискусства. Но присылают хорошо отфильтрованные фильмы, правильные с точки зрения европейских ценностей. Это политическая пропаганда.