Палестинская Газа — один из самых древних городов мира. Его история насчитывает более 4 тысяч лет. Это может быть чуть меньше, чем у Иерусалима, но история этого города куда более драматична и трагична.
На протяжении четырех тысячелетий город постоянно переходил из рук в руки, завоеватели меняли власть, религию, полностью разрушали город и отстраивали его вновь. Он переживал периоды упадка и расцвета экономического и культурного.
Исследователи XIX века описывали Газу как самый зеленый город Палестины, утопающий во фруктовых садах и оливковых рощах. За последние 15-20 лет от буйной газской растительности не осталось и следа: идет интенсивное строительство жилых массивов. Моря из древнего города было не разглядеть: оно было заслонено чередой высоких песчанных дюн. Там, где располагался прежде порт города, Майюм, сегодня рыбацкая пристань. Плодородные почвы, обилие воды и морской порт – вот главные причины, сделавшие Газу столь соблазнительной для соседних древних держав.
Я.М. Чехановец "К вопросу о христианизации древней Газы"
Несмотря на малое количество осадков на побережье Газы был довольно мощный водоносный слой, то есть скважины и колодцы обеспечивали жителей пресной водой.
Газа долгое время была мощным опорным пунктом Египта. Фактически это сухопутные ворота в страну, защищенную с трех сторон пустынями с четвертой морем, и именно этот узкий перешеек оставлял путь через Ближний Восток.
Самсон и Далила
Именно в Газе происходили события, описанные в Библии как подвиги Самсона. Напомним, это ветхозаветный герой, который восстал против филистимлян, населяющих Газу. Какое-то время иудеи находились под властью этого народа, происхождение которого вызывает массу гипотез, но более всего ученые склонны к версии о выходцах с Крита и побережья Эгейского моря.
Самсон обладал недюжинной силой, которая заключалась в его чудодейственной шевелюре, длинных волосах, заплетенных в косы. Богатырь надумал жениться на филистимлянке, несмотря на возражения родителей и соплеменников, но во время свадьбы тесть обманул его, отдав жену молодому другу Самсона. И богатырь стал мстить коварным филистимлянам. К примеру, он поймал лисиц, поджег им хвосты и выпустил рядом с полями, на которых зрел урожай.
Самсон был пойман в Газе. А выведать источник чудодейственной силы помогла красавица Далила, которой он доверился. Она узнала, что обрезав его волосы филистимляне смогут одолеть богатыря.
Но даже плененный и ослепленный он смог выбраться из темницы и разрушить город, под обломками которого погиб и сам.
Интересно, что в результате событий 6-7 октября в Израиле нередко вспоминают эту легенду, проводя параллели со взятием и удержанием заложников.
Божество Марна
Жаль, что несмотря на богатейшую историю города, практически не сохранены и не исследованы древности Газы. А ведь при другом раскладе эта территория могла бы привлекать туристов, рядом морское побережье, очарование Ближнего Востока и древности. Но не сложилось.
А так было бы интересно посмотреть на легендарный храм и святилище бога Марны — покровителя Газы. Он был разрушен по наущению христианского епископа Порфирия в 401 году. А ведь Марна, был богом дождя, обеспечивая пресной водой эту территорию. Ему адресовали обряды в период засухи. Он был главным в пантеоне богов и обеспечивал процветание и богатство Газы в эллинистический период и позже во времена правления Рима. Причем, Марна - божество древнего происхождения, имя - семитское и означает "наш господин"
Когда прохожий шел по набережным или берегам под палящим солнцем, все разнообразные товары из шумного морского порта ожидали загрузки. Караваны, которые приходили по суше, через Беер-Шебу с Востока, приносили специи, ковры, шелк и хлопок, изделия из драгоценных камней и разнообразные металлические изделия. Из Ирана, Индии и Восточной Африки привозили меха и шкуры, вышивки, духи и благовония.
Продукты самой Палестины, которые прошли через морской порт, были известными и пользовались спросом во всем греко-римском мире. Среди экспорта были вино, сушеный инжир. Фруктовые и финиковые плантации были весьма прибыльными, и их продукты были востребованы. Также был весьма популярен сироп, сделанный в Иерихоне; вино, произведенное в Галилее, был известно далеко за пределами провинции. Различные виды местных плодовых вин также отправлялись за море. Целые деревни были заняты, производя керамическую посуду, амфоры, в которых вино можно было транспортировать по морю. Лен, конопля и хлопок росли в Палестине. Лен высокого качества пользовался большим спросом в империи. Хна и шафран также шли на экспорт.
Это была очаровательная обстановка, процветающая и комфортная. Деловые люди, ученые, правительственные чиновники, и важные граждане повсюду двигались на улицах, шествовали в бани и на общественные площади, были сыты и процветали, и их слуги и рабы жили в относительном комфорте.
Гленвилл ДАУНИ, Газа в начале VI века.
В 1870 года неподалеку от Газы была обнаружена античная статуя, как предположили Зевса. Именно в его образе часто представал древний газийский бога Марна. Судя по всему, жители в преддверии разрушения храма смогли ее вывезти и схоронить.
Несмотря на разрушение христианами храма Марны, этот город был христианским на довольно короткое время, которое сменилось властью Рашидунского халифата. Удивительно, что горожане довольно быстро приняли ислам. Арабские торговцы давно проживали в этом городе-космополите и не воспринимались враждебно.
И несмотря на то, что в арабский период город сохранял свое стратегическое положение на перекрестке торговых путей, тем не менее к началу крестовых походов, рыцари нашли его в запустении. Тамплиеры построили там замок. Но вновь он был разрушен с приходом монгольских завоевателей. Да-да, Газа была южной точкой на Средиземноморье территории монгольской империи. В 14 веке на город обрушилось две беды, сначала население выкосило бубонной чумой, а после пришло невиданное здесь наводнение. Далее было недолгое правление египтян, потом Османская империя, которая сменилась британским мандатом. Это было время, когда англичане активно интересовались такой богатой историей Газы, но сожалению, со второй половины 20 века этот город переживает не лучшие свои времена.
Ветхозаветные пророки
В 1965 году в одном из городских районов Газы египетские археологи обнаружили останки синагоги с мозаичным изображением царя Давида. Очевидно, что большие общины евреев проживали в Газе в то время, когда были изгнаны из Иудеи. Вообще, этот мегаполис нередко упоминается в Ветхом Завете, ведь и в тот период это был большой и влиятельный город на Ближнем Востоке, но по большей части он вызывал напряжение для иудеев. Даже в период самого могущественного государства Соломона, который контролировал огромную территорию западнее Евфрата, Газа тем не менее оставалась независимой.
Среди ветхозаветных пророков есть и предсказания о том, что Газа будет разрушена и опустеет.
Так сказал Бог : _
За три преступления Газы,
За четверых я указ не отменю:
Потому что они сослали все население,
Который они доставили в Эдом.׃
Я пошлю огонь на стену Газы,
И он пожрет его крепости;
Амос, ветхозаветный пророк.
Спустя 250 лет от жизни Амоса Захария утверждал о том, что Газа вздрогнет от страха и лишится власти своих правителей.
Правда, сказано это было в 7-5 веках до нашей эры. Газа за это время и разрушалась, и пустела, и снова восставала из пепла. Как видим, и спустя две тысячи лет ничего не меняется.
Люди, живущие в 21 веке считают, что они прогрессивны, следуют гуманистическим целям и демократическим ценностям. Но реальность показывает, что на самом деле они совершенно не изменились по сравнению с ветхозаветными временами. А слова о гуманизме — настоящая демагогия, чтобы завуалировать настоящие и зачастую кровожадные цели.