Продолжая тему профилактики грязевой проблемы в конюшнях, хочу немного рассказать и том, как решали проблемы грязи в конюшне четы Невзоровых. А заодно проведу небольшую ретро-экскурсию для тех, кто слишком молод, чтобы знать - кто это вообще такой Александр Невзоров и причём тут лошади. Я работала там в период с 2005-2007 год.
Попав на работу конюхом-коневодом в эту маленькую и уютную конюшню я была поражена чистотой, в первую очередь. Каждая деталь была продумана, всё было отмеряно по часам и даже минутам. Если задержишь миску с кормом хотя бы на несколько минут, лошади начинали беспокойно ржать, поэтому я всегда выдавала корм и сено по будильнику.
Мне, как работнице, не приходилось сталкиваться в конюшне Невзоровых с грязью и чачей. Потому что все было сделано так, чтобы предотвратить её появление. Конечно, тон порядку задавался в первую очередь и всеми членами семьи. А уж конюхи были обязаны его поддерживать. Главным конюхом был уже не молодой дядя Слава, который работал у них очень давно. Я была скорее как подспорье, когда Славы небыло.
Моей задачей было: отбивка денников, подборка навоза в шелтерах и прилегающих к ним двориках, уборка самой территории конюшни и поддержание порядка в самих конюшнях, уход за амуницией, разбор старого железа и сундуков, смена попон, чистка лошадей, пригляд за лошадьми. Конюшня была четко поделена на мужскую, для жеребца Каоги и мерина Перста. И женскую - для кобыл Ташунки и Липисины.
Денники были выложены резиновыми матами, поэтому лошади не скользили. Опилок клалось всегда много, сами они были достаточной крупности, чтобы не пылить и всегда были сухими. Мокрые опилки и навоз я обычно выкидывала в люк в самом деннике. Он как раз виден на заднем плане самого денника на фото выше.
Двор был вымощен самым обычным кирпичом, и его уборка не составляла никакого труда для меня.
Единственный минус кирпича, да и любой плитки, заключался в том, что при промерзании после дождя на нём было уже скользко. Поэтому перед выводом лошадей приходилось всё просыпать соль. Тоже самое было и весной, когда снег таял.
А еще был нюанс в уборке - маленький помётный пулемётчик:
В конюшне с лошадьми жила еще одна обитательница - коза Катя. Изначально её завели как компаньона для лошади. Но затем появились и другие лошади. От неё было немало проблем, но она была очень любима всеми. Во-первых её помёт был буквально везде и выметать приходилось регулярно. Во-вторых она могла грызть и съесть что угодно. Поэтому нужно было следить, чтобы она никуда не заходила и закрывать двор калиткой.
Поскольку и конюшня и двор конюшни были вымощены кирпичом, ни о какой грязи и речи не шло. Подмёл и пошел задавать сено.
Угадайте чем были выложены полы шелтеров для лошадей? Всё теми же грязезащитными коврами, о которых я писала в предыдущей статье. Чета Невзоровых поняли их пользу задолго до того, как это стало мейнтримом.
Коврики перевязывались между собой таким же образом, как это делалось и в ккПилюгиных. Сверху в шелтерах сыпали большую подушку опилок. А в паддоках так, чтобы было плотно, но чисто.
Эти настилы отлично удерживают копыта лошадей от утопания в землю и сверху всегда было присыпано опилками. По весне все снималось, промывалось. Слой сгнивших перемешавшихся с землёй опилок снимался и выкидывался. Коврики укладывались на место.
Пастбище у лошадей тоже было. Им служила лужайка небольшого сада. Вокруг сада была аллея буквой "П", по которой лошади могли и побегать, и поноситься по лужайке. Но за качеством травы тщательно следили.
После таких скачек приходилось возвращать оторванные копытом куски травяного дерна на место для приживания. Выпускали по очереди и не позволяли вытаптывать траву до порчи грунта. Сад также использовался для съемок фильмов, поэтому за ним старались ухаживать и поддерживать его эстетику.
Автор фотографий Лидия Невзорова, Александр Невзоров, Татьяна Бурдина.
Автор текста Татьяна Бурдина.