Найти тему
Вести.UZ

За что создателей первого восточного боевика поставили к стенке

Оглавление

Трагически сложилась судьба создателей первого восточного боевика, вышедшего на экраны в 1925 году.

Это был проект правительства Бухарской народной республики и ленинградского «Севзапкино».  Так родился первый игровой немой фильм «Минарет смерти».

Сценарий написали уроженец Ташкента, поэт и киносценарист А.С.Балагин и еще «царский» режиссер В.К.Висковский, который снимал в 1915 году Веру Холодную в главной роли в «Молчи, грусть, молчи».

Съемки фильма «Минарет смерти» опекал сам Файзулла Ходжаев— глава бухарского правительства, затем председатель Совнаркома УзССР. Он был главным «толкачом» проекта.

«Минарет смерти» был одним из первых советских «истернов» после знаменитых «Красных дьяволят». Настоящий исторический приключенческий боевик-«наш ответ»» американским вестернам.

Для того времени его можно было поставить по успеху и значимости в один ряд с фильмом «Белое солнце пустыни».

В жизни лента снималась трудно и с приключениями. У бухарской стороны не было денег, зато местные товарищи задаром мобилизовали сотни горожан для массовки, предоставили натуральный реквизит свергнутого эмира, оружие, лошадей, организовали натурные съемки. Сам Ф.Ходжаев вручил кинодеятелям ключи от собственного дома для павильонных съемок и размещения киношников.

Севзапкино — будущий Ленфильм — щедрой рукой отмерил 17500 метров пленки, закупленной на валюту. Киногруппа В.К.Висковского потратила на производство «Минарета смерти» 35623 рубля, это было сравнительно недорого, фильм оказался на 20-ом месте по бюджету среди 65 картин 1925-го года и с лихвой окупился за счет всесоюзного и зарубежного проката.

-2

“Схватка в гареме”. Сцена снималась в Ленинграде.

В фильме страсти кипят: коварный сын эмира Шахрух заточает восточную красавицу Джемаль в своем гареме. Об этом узнает сам эмир. Происходит разборка, во время которой Шахрух убивает своего отца.

Подлый и трусливый Шахрух обвиняет в убийстве эмира несчастную Джемаль. По бухарским законам ее приговаривают к смертной казни в виде сброса с минарета.

Плохие вести доходят до благородного кочевника Садыка, он поднимает восстание, «революционные массы» берут штурмом неприступные стены Арка, Садык спасает лучезарную Джемаль.

Так описывала сюжет «Минарета смерти» советская пресса 20-х годов прошлого века.

Все имена героям в сценарии даны со значением, т.е. авторы были в теме: Садык — справедливый с арабского, Джемаль — красота, Селеха— благочестивая, Шахрух —с персидского царь духов, Гюль-Сарык — цветок или роза в тюркских языках, а Сарык — мужское арабское имя со значением «маленький друг».

-3

Рабочий момент съемок. В центре сидит режиссер В.К.Висковский.

После выхода «Минарета смерти» на большой экран он попал под удар московских критиков, которые таким образом убирали конкурента Мосфильма.

Не обошлось без цензуры. Убрали сцену купания в гареме.

Впрочем, это не помешало «Минарету смерти» получить успешный зарубежный прокат в 14 странах.

Творцов, однако, ждали крупные неприятности.  Через несколько лет все фильмы В.К.Висковского были сняты с проката по идейным соображениям. В 1928 г. газеты сообщали о попытке самоубийства режиссера. В 1933 г. его сердце не выдержало.

А.С.Балагина  арестовали в Москве в 1937 г. и расстреляли в ходе чисток после покушения на С.Кирова.  Выяснилось, что в 1917 г. он сочувствовал левым эсерам и участвовал в антибольшевистском митинге в Ташкенте.

В том же году расстреляли и Файзуллу Ходжаева как националиста и сепаратиста.

-4

Фильм пользовался успехом у зрителя. Более справедливые критики называли «Минарет смерти» гордостью советской кинематографии.

Увы, копии ленты сохранились только в Европе.

-5

Журнал «Огонек»  № 16 за 1925 г

Ефрем Рябов