В этой статье речь пойдёт о дорогах, которые появились в условиях уездной и государственной необходимости.
Самая знаменитая и большая дорога Российской Империи – Сибирский тракт. Она стала, как тогда говорили, становой жилой страны, прошедшей от столиц «до самых до окраин».
Это была, наверное, самая оживлённая дорога. По ней шли торговые обозы, почтовые тройки, караваны переселенцев и вереницы ссыльнокаторжных. Собственно, сам тракт прошёл южнее, наших сёл и деревень не задел. Но вот на ежегодный ремонт и содержание этой дороги крестьяне Богородской волости привлекались.
Тракт связал множество населённых пунктов, ускорив их развитие. Между тем, огромное количество городов, крупных и богатых сёл остались, что называется, не у дел.
Это не устраивало как местных предприимчивых жителей, так и торговых людей. И от главного тракта потянулись пути местного значения. Вот и от Каргатского форпоста (нынешняя Новосибирская область) отошла к северо-востоку дорога. Шла она вдоль правого берега реки Шегарки, доходила до Бабарыкино, сворачивала к востоку на Богородское, и далее через Обь - на Томск, где снова сливалась с Большим Сибирским трактом. Дорога была известна под двумя названиями – Шегарский (по реке) или Богородский (по селу) тракт.
В пределах наших волостей тракт проходил через Муллову, Батурино, Поздняково на Шегарке, Бабарыкино, Баткат, Каргалу, Мельниково, Нащёково, Богородское. От Батката шла ещё одна ветка тракта – через Речку на Нащёково.
С Сибирского тракта в наши края шла ещё одна дорога: вдоль Оби, через Кожевниково (отсюда название – Кожевниковский тракт), Большое Евтюшино, Десятово (оба населённых пункта когда-то были нашими), Осинники, Нащёково, и - до Богородского. Но, судя по всему, был этот путь менее популярен, чем Шегарский тракт. У этого пути было ещё одно название – Колыванский, так как начинался он в Колывани.
Ещё одна дорога связала Нарым (тогда он был городом) с Томском. Во многих старых справочниках можно прочесть, что дорога эта – зимник, проходящий по льду рек Томи и Оби. Но некоторые издания кроме «ледовой дороги» упоминают гужевой путь вдоль левого обского берега.
На территорию нынешнего Шегарского района тракт заходил со стороны Карнаухово, доходил до Большого Брагино, поднимался на высокий материк – увал. Отсюда, где была деревня с таким же названием – Увал, впоследствии Малое Брагино, шёл уже вдоль высокого яра. Через Новониколаевку (Роговик), Трубачево, Жарково (позднее слились в село Трубачево), Новоуспенку (Солонцы) дорога приводила в Мельниково.
Отсюда зимой чаще всего шли по зимнику вдоль Мундровы до Богородского и дальше на Томск. Летом двигались по гати через болото около Нащёково и после паромной переправы у Богородского, опять же, уходили на губернскую столицу.
Суровость и малообжитость Сибири позволила властям превратить ряд её территорий в места удаления опасных и нежелательных элементов. Одним из таких мест был вышеупомянутый Нарым.
Говорят, что с самого появления Нарымского острога (а появился он раньше Томска лет на десять) стали сюда отправлять «государевых воров». Но гнать в Нарым преступников было делом долгим и сложным.
Путь шёл через Урал, Тюмень, Тобольск, по системе рек и волоков. Намного проще стало с появлением Сибирского тракта. Но и с него до Нарыма нужно было добраться.
Так появилась в нашем районе каторжная дорога. Строилась она, вернее включила в себя и обустроила уже имеющиеся пути, по правительственному указу, а потому в народе получила название «Царская дорога».
Когда она стала функционировать, точно неизвестно, предположительно с конца 18 – начала 19 века. Первоначально она имела только северное направление – на Нарым. Но с 40-х годов 19 века у неё появилась южная ветка – на Киреевск, или, как тогда говорили, Киревск. В те годы здесь строился и действовал винокуренный завод, где использовался труд ссыльнокаторжных. Кстати, Киреевск – тоже территория Богородской волости.
Партии арестантов, свернув с Большого Сибирского тракта на Шегарский, доходили до Батката. Здесь, согласно приговора, пути расходились. Одни сворачивали на север, шли через Каргалу, Вознесенку, Кайтёс, Жарковку, Монастырку, Покровку, и пройдя через Царский мост через Юкару, двигались дальше на Нарым. Другие отправлялись к югу и через Астальцово, Десятово, Большую Евтюшину, Кожевниково, переправившись через Обь, прибывали в Киреевск.
Публика арестантских партий была самая разнообразная: участники крестьянских волнений, политические, воры, шулеры, конокрады, убийцы, насильники. Мужчины и женщины. Подростки, взрослые и старики. Вид у них тоже был «живописный». Клейма на лицах «ВОР» или «КАТ» (каторжный), у пойманных беглецов - клейма на руках и спине «СБ» (ссыльнобеглый) или «СК» (ссыльнокаторжный). Клеймение отменили только в 1863 году, у женщин ещё раньше – в 1757. На ногах – кандалы, у буйных – ещё и на руках. С 1886 года оковы надевали только на опасных преступников. Половина волос на голове – сбрита.
Одежда серого цвета, на спине халата нашивались ромбы – «бубновые тузы» чёрного или жёлтого цвета. Число тузов соответствовало тяжести преступления. Таким образом, конвой всегда мог держать в поле зрения наиболее опасных каторжан. А в случае побега – взять точный прицел под «туза».
Ссыльнокаторжная партия шла пешком, повозки полагались только больным, старым и дворянам. Часть ссыльных сопровождали жёны с детьми. Для ночёвки на дороге строили этапы и полуэтапы – крепкие срубы с двумя помещениями: одно для конвоя, другое – для каторжан. Такой полуэтап можно было увидеть ещё в 50-х годах в Кайтёсе.
В конце 19 века ссыльнокаторжных стали перевозить по железной дороге и на баржах по рекам. С этого момента Царская дорога перешла в разряд обычных транспортных трактов.
Дороги, прошедшие через Шегарское Приобье, оказали огромное влияние на жизнь наших сёл и деревень. Прежде всего, нужно отметить быстрое увеличение населения, как за счёт естественного прироста, так и за счёт притока извне.
Уже в начале 18 века Богородская волость была одной из самых населённых, а само село входило в десятку самых крупных в Томском уезде. Немногим ему уступало Бабарыкино. По трактам, особенно по Шегарскому, шли переселенцы, многие из них оседали в местных старожильческих поселениях или основывали новые.
Движение переселенцев по тракту шло как со стороны Каргата, так и со стороны Томска. После отбывания сроков заключения на место жительства в сёла и деревни определялись ссыльнокаторжные с Киреевского винокуренного завода.
Сюда же насильно водворялись на поселение крестьяне и мещане, сосланные из Европейской России за незначительные преступления. Благодаря росту населения быстрыми темпами пошло хозяйственное освоение края.
Возможно, благодаря трактам появились некоторые населённые пункты.
К примеру, неспроста Нащёково появилось там, где сходились три тракта: Шегарский, Кожевниковский и Нарымский. Первые жители деревни (тогда ещё заимки) Сваровские, по воспоминаниям, держали огромный табун лошадей, возможно, для нужд проезжающих и обозов.
Тракты оказали влияние и на экономическое развитие территории. Проезжая через сёла и деревни, торговцы закупали изделия местных ремесленников, продавали часть своего товара. Изучив «спрос и предложение», привозили товары местным торгующим крестьянам.
Открывались торговые лавки, ремесленные и кустарные мастерские. Погонщики и ямщики могли остановиться на отдых или на ночёвку в местных постоялых дворах, спустить «лишние» деньги в кабаках, отремонтировать сломавшуюся за время долгого пути телегу или сани, а также перековать лошадь. Во многом благодаря движению на трактах в сёлах проходили еженедельные базары, а в Богородском две ежегодные недельные ярмарки.
Жители по Оби, Баксе и Шегарке издавна славились как хорошие охотники и рыбаки. Со сбытом трофеев у них всегда была сложность: поблизости много не продашь, а в Томск не наездишься.
Теперь же купцы и их приказчики сами приезжали и, правда, по дешевке, скупали рыбу, мясо, шкуры, лосиный рог. Кроме того, промысловики получили возможность, не отлучаясь из дому, покупать ружья, свинец, порох, капканы, рыболовные снасти.
В свободное от полевых работ время некоторые крестьяне нанимались к купцам на доставку грузов по тракту или занимались извозом самостоятельно. Были и такие, кто выходил «на большую дорогу».
В притрактовые сёла и деревни быстрее проникли элементы городской материальной культуры: фабричная посуда, вилки, кровати, диваны, шкафы, буфеты и т.д. Глядя на фотографии конца 19 – начала 20 веков и не зная, что фото было сделано в селе, изображённых вполне можно принять за горожан.
Сегодня эти тракты частью забыты и заросли, частью используются как полевые дороги. А частью, с некоторой корректировкой, служат до сих пор.
Участок Шегарского тракта от Мельниково до Каргалы стал часть Федеральной трассы Р398, от Каргалы до Бабарыкино – автомобильная дорога местного значения.
От Каргалы до Жарковки с упомянутой трассой Р398 слился участок Царской дороги. Нарымский тракт лишь небольшими фрагментами в районе Трубачево и у Мельниково выходит на автодорогу Мельниково – Бушуево. Нынешняя дорога на Кожевниково более спрямлённая, чем Кожевниковский тракт, но в ряде мест с ним совпадает.