В Татарстане, в маленьком городке Камское Устье на берегу огромного водохранилища, есть такое место на берегу, называется "Армянский пляж".
Воображение рисует бородатых мужчин с густой растительностью на спине, удобно расположившихся на лежаках. Но строго говоря, этот "Армянский пляж" и не пляж и не армянский.
Это скорее зона выгрузки на воду или лед у любителей рыбалки со всей республики. На пляже обычно никто не купается и какой-то инфраструктуры для пляжного отдыха там нет.
Да и почему он так называется, сказать уже никто не может. Единственная зацепка - до 2017 года мы знали, что есть в тех краях некий "Армянский камень", который являлся Армянским надгробным камнем, а вот имел ли он какое-то отношение к пляжу или нет.
Летом 2017 года выходец из этих мест (поселка Куйбышевский Затон и села Мордовский Каратай) казанский журналист Илья Вышемирский после длительных поисков по берегам на моторной лодке, смог отыскать над "Берегом Скелетов" (подмываемым кладбищем бывшего месторасположения села Кирельское) в зарослях шиповника место расположения "Армянского камня".
А мы с друзьями решили разведать туда тропу "с материка", чтобы понять, достижим ли он пешком или на автотранспорте. Ведь не у всех есть лодки и не всем удобно везти их в Камское для посещения.
Мы направились по краю высокого плато над рекой, по его краю, между пашнями и обрывами пролегает грунтовая дорога на пустынный полуостров, в самом конце которого и располагается бывшее место села Кирельское с фундаментом церкви и надгробием.
В интернете много перепечаток историй про "Армянский камень", достаточно вбить в поисковик "армянский камень татарстан кирельское". По прошествии лет, я не уверен, что они правдивы и не хочу преумножать заблуждения. Поэтому остановлюсь только на том, где и с чем я могу быть не согласен.
Считается, что камень нашли в окрестностях села и привезли для установки в ограде церкви в 19 веке местные русские крестьяне. Местный священник был образованный и через связи в Казанском университете добивался перевода надписей на камне, сделав их копию и разослав ученым.
И даже публикуется перевод: мол, тут лежит Турган-Мелик, девушка 21 года, и описание горя ее родителей. Кто ее родители перевод не содержит, а фолклор делает их то армянскими купцами, то армянскими послами. И имело место это в 14 веке, т.е. тогда, когда эти края были Булгарским улусом Золотой Орды.
Но есть одна проблема. Этот перевод сделал, по описанию, академик Марр. Его научные достижения среди лингвистов считаются ну.. фриковскими. Поэтому нет уверенности, что перевод правильный. Даже не известно, на каком языке сделана надпись на грабаре (армянском алфавите). Западно, восточноармянский? Тюркский язык армянскими буквами - такое было сплошь и рядом?
А мы идем дальше ) И у меня внезапно разряжается фотоаппарат. Поэтому иллюстрирую фотографиями моих друзей Вовы, Ришата, Артема и своими с телефона )
Участок от родника до густых садов был уже привычен и не очень интересен, хотя одно место для стоянки летом там на берегу приметили - уж больно хороша сосновая посадка.
Дорога стала заходить в сады, а мы стали видеть следы пребывания кабанов - вскопанный грунт и примятые стебли мест лежки. Кабаны сами на глаза нам не попадались, что было, в общем-то прекрасно.
Постепенно деревья становились все гуще, изредка обнажая поляны и заростающие озера. Мы пришли почти к самому концу полуострова, надо было как-то спуститься по склоны для перехода через низину и подъема на холм-останец, на котором располагалось Кирельское.
Тропа, вроде людская, вдруг нырнула под такой густой терн, что стало понятно - она кабанья! Мы шли по ней на карачках, обдираясь об терновник. Пока наконец не вышли к склону и прямо урезу вод с обрушенными скалами и подточенным гипсом.
Берега именно у Кирельского глиняные. Вообще, вся Волга слоеный торт. Глина-известняк-доломит. Но на одних участках на уровне водохранилища доломит, там нет размывов. На других гипс - размывает, но не так быстро, а еще очень красиво. На третьих глина, и там все просто ползет. И не важно, что над глиной есть гипс.
Старое Кирельское расположено интересно. При жизни там, оно было явно чем-то вроде Свияжска. Только вот низина между останцем и материком тогда была явно не препятствие, а теперь заболочена. И от старых дорог ее не пересечет даже трактор. А мы прошли по бечевнику - полосе вдоль прибоя, но туда не пройдет автомобиль.
И вот мы находим его!
Фотофиксируем:
А также оцениваем обстановку - к камню тянется от берега язык оврага с глиняными стенками. Есть риск обрушения берега в Волгу у утратой артефакта! Что ж, донесем это до общественности и пойдем обратно. Заодно поищем, есть ли дорога для вывоза.
И цель на сегодня - вернуться не слишком в темноте к машине, к Взвозу.
Идем через сады, и слышим, как в зарослях справа что-то крупное прошуршало и углубилось обратно в заросли яблонь. И такое напрягучее шур-шур. Оно нас или не замечает, или замечает, но не боится. Оба варианта плохи.
И тут в перспективе дороги видим, как наш путь пересекает по полю туша кабана килограмм в триста. И уходит в сторону дороги, что по краю плато идет между берегом и пашней. Мы теперь туда не хотим
В итоге, забираем правее, и где-то идем даже не по дорогам, а по целине, лишь бы не проходить через места, где с животным можно встретиться внезапно для нас обоих. Кое-где выходим на наши же следы и видим звериные, которых не было, пока шли туда. Настроение очень бодрое )
Наконец, смеркнулось уже, и мы дошли до машины. Встретили местных жителей. Они были рады нашему интересу к этим местам. "Может быть и Сюкеевскую пещеру нам найдете?" .
Ну а чтобы узнать, как в итоге камень был эвакуирован с опасного склона, подпишитесь на этот канал )))