Найти тему

Важность движения для обучения (+научные исследования)

Расскажу в статье почему важно двигаться, какими научными исследованиями это подтверждено и в конце статьи дам несколько упражнений для стимулирования мозговой активности роста нейронов.

Многие ученые проводили исследования гиппокампа.

Гиппокамп - часть мозга, структура, которая важна для памяти и обучения.

Ученые в гиппокампе обнаружили мелкие клетки, которые не были похожи ни на что другое в мозге. Это оказались стволовые клетки мозга.

Когда начали их глубоко изучать, выяснили, что клетка "мама" рождает новые нейроны, это выглядит так, как будто она делится на 2, 4 и т.д. Поучаются "прото-клетки", а клетка "мама" превращается во вспомогательную клетку и больше никогда новые нейроны уже не рождает.

А молодые клетки, попадают на микроглию.

Микроглия — это резидентные макрофаги центральной нервной системы.

Микроглия призвана следить, чтоб в мозге все было хорошо, чтоб не возникало никаких опухолей. Она думает, что это размножение опасное и большую часть новорожденных клеток уничтожает.

Те клетки, что остались - растут и превращаются в нейрон, который затем встраивается в нейронную сеть. Т.е. происходит как бы "апгрейд" мозга.

Как можно влиять на этот процесс? 2 пути:

  • чтобы клетка "мама" не погибала, а продолжала рождать новые нейроны;
  • чтобы клетки "киллеры" не уничтожали большое количество новорожденных клеток.

Учеными было установлено, что на количество рожденных нейронов очень сильное влияние оказывает стресс:

  • блокирует процесс рождения новых нейронов;
  • убивает клетки гиппокампа, даже старые, которые образовались у человека еще внутриутробно.

Так что же будет способствовать увеличению количества клеток?

Учеными были проведены опыты на мышах. Те мыши, которым были созданы условия для движения показывали более развитую структуру головного мозга.

Ученые сделали вывод, что росту новых нейронов в мозге способствуют:

  • отсутствие стресса;
  • обогащенная сенсорная среда (движение);

Ребенок, который предпочитает играть в гаджеты, вместо того, чтобы играть на горке, площадке, ездить на велосипеде - обкрадывает свой мозг.

  • игра.

Фронтальное обучение не настолько эффективно, как обучение через игру (даже у взрослых).

Создать сенсорное разнообразие, привлечь внимание ребенка можно работая голосом - меняя громкость, темп - это слуховое разнообразие. Если еще двигаться во время разговора, делать паузы в движении, потом форсировать - это двигательное разнообразие. В таких случаях материал для запоминания будет восприниматься лучше, чем монотонный.

Можно так же добавлять тактильные ощущения (например, использовать эспандер, об этих стимулах писала в статье:

Активация мозга гипо- и гипер- активных детей
Нейропсихология детского возраста29 сентября 2023

Расскажу про эксперимент:

В класс закупили такие своеобразные тренажеры - педали, которые нужно было крутить, поставили под парты, и дети крутили их, каждый в своем ритме, который был для них приемлем, во время занятий.

Через пару недель у этого класса произошел "квантовый скачек" по математике! У детей улучшилось понимание. Это произошло потому, что было много стимулов - вестибулярный (присутствовало небольшое изменение в положении тела), проприоцептивный (движение), тактильный (ощущение движущейся поверхности под ногами).

Еще один эксперимент:

На стулья детям повесили качели для ног. Т.е. дети во время урока сидели на стуле, ноги стояли на качели и они раскачивали ее вперед-назад, влево-вправо и просто в разных комбинациях. Так же, по аналогии с педалями, был заметен прогресс в академической успеваемости этих детей.

Движение и игра - 2 основных компонента для роста новых нейронов!

Расскажу, о некоторых упражнениях, стимулирующих рост нейронов.

1. Упражнение "Кросс-Крол".

При выполнении данного упражнения происходит пересечение средней линии тела, что способствует совместной работе двух полушарий.

Фактически это имитация бега.

Нужно соединять локоть и противоположное колено, поочередно для каждой стороны. Голову, при соединении поворачиваем в сторону колена (дополнительная стимуляция вестибулярной системы.

Это упражнение можно делать стоя, сидя, лёжа.

Упражнение делается медленно, дети иногда не могут сделать его, потому что приходится удерживаться долго на одной ноге. таки детям можно предложить прислониться к стене, к парте, т.е. создать еще одну точку опоры.

2. Любые дворовые игры - кладезь для развития мозга.

  • классики;
  • резиночка;
  • игры в мяч;
  • игры на саморегуляцию, например, "Клечко, колечко, выйди на крылечко"

В реалиях нашей жизни мы стали все раньше пытаться сформировать у детей графо-моторные навыки (прописи в детском саду) и забываем о необходимости двигательных игр. Такие дети потом умеют писать, читать, считать, но не умеют УЧИТЬСЯ! У них нет ресурса в теле.

Такой ребенок на коротком временном участке справляется с заданиями. Но нас интересует автоматизация процессов письма, чтения и других навыков, потому что нужно освободить сознательный уровень мозга для новой информации. А такие дети не готовы физически, не готовы телом, они застревают на стадии, когда они каждый раз думают, например, о том, как написать ту или иную букву, хвостик в какую сторону и т.д. Они тратят излишние ресурсы мозга не на то.

3. Игры с воздушными шариками - играем ими в бадминтон.

Так же эта игра полезна для детей, у которых трудности в фокусировке, списывании с доски.

В обычный бадминтон такие дети играть не смогут - там большая скорость, не успевают сфокусироваться.

4. Игры с использованием фитнес-инвентаря.

Есть такая хорошая вещь у спортсменов - "Координационная лестница"

Координационная лестница
Координационная лестница

Можно использовать её, как классики, можно придумать различные варианты прыжков. Главное работать через среднюю линию, это поможет связи двух полушарий и, соответственно, увеличит скорость мышления.

Можно прыгать вперед, назад, через одну, использую попеременно ноги, можно встать боком - в общем, можно придумать огромное количество вариаций.

Но обязательно нужен организатор игры! Дети, поначалу, придумать такие вещи сами будут не в состоянии.

5. Игра "Я знаю 5..."

Используем мягкий мяч, слабонадутый или синтепоновый. Перебрасываемся этим мячём и граем в игру. Например, "Я знаю 5 имен мальчиков" и участники по очереди называют 5 имен, затем "Я знаю 5 наименований посуды" и т.д.

Самое главное - даем детям возможность двигаться! Двигаться - это значит лучше учиться, а следовательно поддерживать высокую мотивацию к обучению. Дети будут хотеть идти в школу, их любознательность существенно оживится.

Спасибо, что читаете канал. Подписывайтесь, дальше будет интереснее.

С пожеланиями хорошей академической успеваемости Вашим деткам, прощаюсь с Вами до следующей статьи.