Найти тему
джазовые пластинки

Джазовый след в Deep Purple

Оглавление

Согласно известной байке в апреле 1968 года во время краткого тура по Скандинавии гитарист британского квинтета Roundabout предложил участникам группы сменить название. Вопрос был вынесен на голосование - среди других обсуждаемых названий было, например, Concrete God, которое в результате уступило варианту гитариста. Ему показалось уместным назвать проект по любимой песне своей бабушки, крупнейшему хиту конца тридцатых, мелодии Питера Дероза 'Deep Purple'. Дальше, что называется, - история.

Джазовые музыканты записывали свои интерпретации сентиментальной баллады бесчисленное количество раз, поэтому выбрать одно исполнение кажется невыполнимой задачей - поможет, конечно же, Сан Ра и устроенная у него дома в 1953 году запись в дуэте со скрипачом Стаффом Смитом.

На записи, к слову, можно услышать не два, а три инструмента - то эксперименты пианиста с одной из первых разработок Лоуренса Хаммонда под названием Solovox, появившейся в далеком 1940 году.

Карлуш Лира, как автор главного гитарного риффа на планете

Нынче только самый ленивый музыкальный блогер не выпустил видео с разбором легендарного интервью все того же гитариста, в котором он блестяще троллит собеседника, объясняя, что самый известный рифф Deep Purple, да и возможно попросту главный гитарный рифф в истории музыки есть не что иное, как сыгранная наоборот вступительная часть пятой симфонии Бетховена.

К Бетховену, конечно же, рифф имеет примерно никакого отношения - другое дело мелодия 'Maria Quiet' с пластинки бразильской певицы Аструд Жильберту 'Look To The Rainbow' (аранжировки Гила Эванса), выпущенной Verve еще в 1967 году, инструментальное вступление к которой отличается от 'Smoke On The Water' буквально двумя уместными для джаза и лишними для рок-гимна нотами.

Судя по youtube-запросам, популярность 'Smoke On The Water' в исполнении Аструд вполне может сравниться с вниманием к главной мелодии в ее исполнении, 'The Girl From Ipanema' - изобилует интернет и разнообразными шутками на тему.

-2

Тут стоит добавить, что 'Maria Quiet' (а в оригинале 'Maria Moita') еще в 1964 году написал бразильский композитор-певец-гитарист Карлуш Лира для местной постановки 'Pobre Menina Rica' (то есть, 'Бедная богатая девочка', по всей видимости восходит хотя бы к фильму 1917 года 'The Poor Little Rich Girl'). Пластинку с саундтреком крайне проблематично, но все же возможно найти на бразильском CBS.

В оригинальной версии Лиры знаменитый рифф появляется во вступлении и неоднократно повторяется ближе к концу двухминутной композиции - примечательно, что в том же году его соотечественник пианист Сержиу Мендес записал свою версию, в которой без 'Дыма над водой' благополучно обошлось.

Ту же фразу можно услышать и на второй пластинке 'The Stooges' в теме 'Loose' - остается лишь догадываться, кто был ближе Блэкмору, панки или бразильцы.

Не секрет, что другой знаменитый рифф Deep Purple специально для Ричи Блэкмора и заглавного трека восьмого альбома группы еще в 1924 году написал сам Джордж Гершвин.

Как и в случае с 'Deep Purple' теме Гершвина была уготована участь джазового стандарта - ниже потрясающая версия, устроенная силами трио Тэл Фарлоу - Томми Флэнэган - Ред Митчелл.

Другой крупнейший хит группы, 'Child In Time', клавишник Джон Лорд позаимствовал у коллег из псих-фолк-рок проекта из Сан-Франциско 'It's A Beautiful Day' - тема появилась годом ранее на их одноименном дебютном альбоме для лейбла Columbia.

Сомневаюсь, впрочем, что Лорд был в курсе, что автором темы являлись вовсе не основатели группы супруги Лафламм, а некий Винс Уоллас, саксофонист, нередко выступавший с Дэвидом Лафламмом и его группой The Orkustra в середине шестидесятых (те редкие записи были недавно найдены и выпущены на CD).

Спустя же десять лет Уоллас наконец выпустил альбом, включавший его собственную версию 'Bombay Calling' - ниже оцифровка с одной из двух пластинок в дискографии музыканта, устроенных на крохотном лейбле Amp.

Ну и конечно нельзя не вспомнить легендарную линию одного из кумиров Блэкмора гитариста Джеймса Бёртона в версии другой мелодии Гершвина, 'Summertime'. Рики Нельсон записал ее еще в начале шестидесятых - сингл же 'Black Night' с альбома 'In Rock' (1970 год) оказался самым успешным синглом DP в британских чартах.

Что любопытно, еще за четыре года до того рифф присмотрели ребята из группы Blues Magoos's, превратив его и в свой хит '(We Ain't Got) Nothin' Yet'

Deep Purple и Орнетт Коулмен

Официальная же версия создания 'Smoke On The Water' гласит, что в декабре 1971 года музыканты группы приехали в швейцарский город Монтрё, чтобы начать работу над новым альбомом. Накануне запланированной студийной сессии в концертном зале казино прямо во время выступления 'The Mothers Of Invention' Фрэнка Заппы случился пожар - случившееся в результате и вдохновило музыкантов на создание рок-шедевра.

Любопытно, что за два года до этого, в октябре 1969-го, группа выступала именно в том зале и запись того концерта была в итоге выпущена в начале двухтысячных.

Делить, впрочем, сцену с джазовыми музыкантами в Монтрё в том году им не приходилось - другое дело фестиваль в бельгийском городе Билзен, случившейся спустя несколько дней после легендарного Вудстока августа 1969 года.

Поклонникам группы хорошо знаком двадцатиминутный джем с того выступления - первый запечатленный (пусть и в ч/б) концерт группы в составе Mark II (Блэкмор - Гиллан - Гловер - Лорд - Пейс).

-3

Джаза на том фестивале было прямо скажем не много - на одной площадке с Deep Purple выступало трио Кита Джарретта и квартет Орнетта Коулмена. В интернете гуляет бутлег с записями, сделанными в Билзене 24 августа.

-4

При этом, поклонникам джаза и джаз-рока в частности может быть больше всего интересен участник четвертого состава Deep Purple, гитарист Томми Болин. До того как почти на год занять эту позицию он выдал мощнейшие гитарные запилы на дебютном сольнике барабанщика Билли Кобэма 'Spectrum', а чуть позже его фамилию можно было найти и на другом шедевре направления, 'Mind Transplant' Альфонсо Моузона. В декабре же 1976-го талантливого музыканта не стало. Ему было всего 25.

Закончить же текст, очевидно, уместней всего 'джазовой' версией 'Smoke On The Water' в исполнении Гиллана и компании.