О «бережном» отношении Сталина к кадрам военной разведки и ВМФ я уже писал. Теперь посмотрим, как обстояли дела в ВВС.
Тридцатые годы — время бурного развития советской авиации, полеты в Арктике, беспосадочные перелеты, сталинские соколы сражались в небе Испании и Китая. Летчики были настоящими героями, любимые народом и вождями.
А единственным в стране, до 1940 г., учебным заведением, которое готовило командные и инженерные кадры для ВВС, была Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского. Посмотрим, как сложились судьбы руководителей академии.
Первым начальником академии был военный летчик, инженер и авиаконструктор Александр Николаевич Вегенер (1882-1927).
А. Н. Вегенер получил хорошее образование. Он окончил Псковский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище, Николаевскую инженерную академию, авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы, теоретические воздухоплавательные курсы при кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института, стажировался во Франции и Англии. Участник русско-японской и I-ой мировой войн полковник А. Н. Вагенер в феврале 1918 г. вступил в ряды РККА и с 1922 г. по 1923 г. возглавлял Академию Воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. Затем, вплоть до своего ареста в июне 1927 г., он служил в ВВА им. Жуковского профессором, начальником кафедры аэронавигации и старшим руководителем. 2 сентября 1927 г. профессор Вагенер был расстрелян «за контрреволюционную деятельность».
С 1924 г. по 1925 г. Военно-воздушную академию им. Жуковского возглавлял Николай Владимирович Соллогуб (1883-1937). Полковник русской армии Н. В Сологуб вступил в РККА в 1918 г. и в гражданскую войну был начальником штаба Восточного и Западного фронтов, командовал 16-й армией. В августе 1937 г. комдив Н. В. Соллогуб погибнет при невыясненных обстоятельствах.
Следующим руководителем академии с 1925 г. по 1927 г. был Владимир Саламанович Лазаревич (1882-1938). Подполковник русской армии В. С. Лазаревич в РККА с 1918 г. Во время гражданской войны командовал армиями и Туркестанским фронтом. Перед арестом в феврале 1938 г. комдив Лазаревич занимал должность начальника кафедры тактики Военно-транспортной академии РККА. Расстрелян.
С 1927 г. по 1933 г. Военно-воздушной академией им. Жуковского руководил Сергей Гаврилович Хорьков (1891-1938). В марте 1935 г. его назначают начальником комбината «Дирижабльстрой», расположенного недалеко от Москвы возле платформы Долгопрудная. Позже на базе комбината был создан завод № 207 Наркомата оборонной промышленности, и комбриг С. Г. Хорьков стал его директором. 7 февраля 1938 г. Сергея Гавриловича арестуют. Поводом для ареста послужила катастрофа дирижабля СССР – В 6 «Осоавиахим». Воздушный корабль отправился на выручку папанинцев, дрейфовавших на расколовшейся льдине. Но 6 февраля 1938 г. в условиях плохой видимости дирижабль врезался в склон горы на юго-западе Мурманской области, недалеко от города Кандалакша. Из 19 членов экипажа 13 человек погибли, трое были легко ранены, а еще трое не пострадали. Директора Хорькова обвинили во вредительстве, хотя дирижабль построили еще в 1934 г. вместе с итальянскими специалистами во главе с генералом Умберто Нобиле. 19 марта 1938 г. Хорьков был расстрелян.
Следующим начальником Военно-воздушной академии им. Жуковского с 1934 г. по 1936 г. был Александр Иванович Тодорский (1894-1965). В русскую армию он пошел добровольно в августе 1914 г. Дослужился до чина капитана и стал кавалером шести боевых орденов. В годы гражданской войны Тодорский командовал бригадой и дивизией РККА. Его книгу «Год с винтовкой и плугом», вышедшею в 1918 г., высоко оценил В. И. Ленин. В августе 1936 г. комкор А. И. Тодорский назначается начальником Управления военно-учебных заведений.
В июле 1937 г. арестовали, а затем расстреляли жену Тодорского Рузю Иосифовну Тодорскую (Черняк) участницу гражданской войны, начальника техбюро Наркомата оборонной промышленности. Также был арестован и расстрелян родной брат Тодорского, Иван Иванович Тодорский. Самого Тодорского арестуют только в сентябре 1938 г. и приговорят к 15 годам ИТЛ. Полностью отбывшего срок Тодорского отправят в ссылку в Красноярский край. В 1955 г. его реабилитируют. Присвоят звание генерал-лейтенанта и отправят в отставку.
На Тодорском репрессии против бывших начальников Военно-воздушной академии закончились. Конечно, репрессиям подвергались не только начальники академии. Известно, что в 1930-1931 г.г. в рамках операции «Весна» ОГПУ арестовало четверых преподавателей Военно-воздушной академии из числа бывших офицеров. В 1935 г. был арестован и позднее расстрелян Гая Дмитриевич Гай (Гайк Бжишкян) (1887-1937), герой гражданской войны, начальник кафедры истории войн и военного искусства в ВВА им. Жуковского.
Также в ноябре 1937 г. был арестован один из создателей и организаторов советских Военно-воздушных сил, начальник Управления ВВС РККА командарм 2-го ранга Яков (Екабс) Иванович Алкснис (Астров) (1897-1938). С 1926 г. он был заместителем начальника, а с 1931 г. возглавил Управление ВВС. Члена партии большевиков с 1916 г, депутата Верховного совета СССР, заместителя наркома обороны СССР по авиации, члена РВС СССР расстреляют как руководителя «латышской фашистской организации». Его жена, Кристина Карловна Алкснис-Меднис, отсидит восемь лет и освободится в 1946 г., а в 1949 г. отправится в ссылку в Кемеровскую область вплоть до 1954 г. Их десятилетнего сына после ареста родителей отдадут в детский дом.
Новым начальником ВВС стал Александр Дмитриевич Локтионов (1893-1941). До этого комкор Локтионов командовал авиацией Белорусского и Харьковского военных округов. Летом 1937 г. следует новое назначение — командующим Среднеазиатским ВО, но уже в декабре этого же года он возглавил Управление ВВС РККА. В 1938 г. Локтионов получает звание командарма 2-го ранга и в 1939 г. становится заместителем наркома обороны. С введением генеральских званий в РККА Локтионов получил четыре звезды в петлицы, став генерал-полковником. Летом 1940 г. он возглавляет только что созданный Прибалтийский военный округ. Но уже в декабре 1940 г. генерал-полковника Локтионова отправляют в резерв. Его арестуют за два дня до начала Великой Отечественной войны и расстреляют 28 октября 1941 г. без суда в местечке Барбыш близ Куйбышева. Его жена, Елена Степановна Локтионова (1897 г.р.), в 1942 г. была осуждена на пять лет лагерей.
В ноябре 1939 г. Военно-воздушные силы РККА возглавил дважды Герой Советского Союза Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941). Первую звезду Героя комбриг Смушкевич получил в Испании, второй Звезды комкор Смушкевич удостоен за бои на Халхин-Голе, где он командовал авиагруппой. Советскими ВВС Яков Владимирович руководил недолго. Уже летом 1940 г. он был назначен генерал-инспектором ВВС, а в декабре этого же года помощником начальника Генерального штаба по авиации. Дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Я. И. Смушкевича арестуют 8 июня 1941 г. в госпитале, где он находился после операции. С началом Великой Отечественной войны его этапируют в Куйбышев и расстреляют 28 октября 1941 г.
Вместо Смушкевича военной авиацией стал командовать Герой Советского Союза 29-летний Павел Васильевич Рычагов (1911-1941). Отправившись в Испанию старшим лейтенантом, Рычагов через пять лет будет уже генерал-лейтенантом и заместителем наркома обороны по авиации.
Незадолго до войны на Военном совете рассматривался вопрос о большой аварийности в авиации. Только в 1940 г. произошло 227 авиакатастроф и 615 аварий, а за неполный квартал 1941 г. — 71 катастрофа и 156 аварий. Адмирал И. С. Исаков вспоминал, что на упрек Сталина Рычагов дерзко ответил: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!». Вскоре Павла Васильевича освободили от занимаемой должности и направили на учебу в Академию генерального штаба. Через два дня после начала войны Рычагова арестуют, затем арестуют его жену Марию Петровну Нестеренко (1910-1941). Майор авиации М. П. Нестеренко была заместителем командира авиационного полка особого назначения. Супругов Нестеренко расстреляют 28 октября 1941 года в поселке Барбыш, вместе с другими генералами, по личному распоряжению Берии.
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Н. П. Каманин вспоминает, что до войны в печати часто цитировалось следующее высказывание Сталина: «Должен признаться, что я люблю летчиков. Если я узнаю, что какого-нибудь летчика обижают, у меня прямо сердце болит. За летчиков мы должны стоять горой».
В последние мирные дни сердце товарища Сталина совсем перестало болеть за авиаторов. В апреле 1941 г. были арестованы: начальник управления вооружений ВВС дивизионный инженер И.Ф. Скринер, начальник 8-го управления Главного управления ВВС военинженер 1-го ранга П.К. Никонов, начальник опытного отдела управления вооружений ВВС военинженер 1-го ранга Г.Ф. Михно.
В мае 1941 г. арестованы: начальник отдела НИИ ВВС комбриг А. И. Залевский, начальник научно-испытательного полигона авиационного вооружения ВВС полковник Г. М. Шевченко и начальник НИИ ВВС генерал-майор авиации А.И. Филин.
30 мая 1941 арестован заместитель командующего ВВС Орловского ВО Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Э. Г. Шахт. Расстрелян как немецкий шпион вместе с женой в День Красной армии 23 февраля 1942 г.
В этот же день расстреляют арестованного 31 мая 1941 г. бывшего командующего ВВС Московского ВО Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Петра Ивановича Пумпур.
В июне 1941 г. арестованы: помощник генерал-инспектора ВВС комдив Н. И. Васильченко, заместитель начальника штаба ВВС генерал-майор авиации П. П. Юсупов, заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа генерал-майор авиации А. А. Левин и бывший военно-воздушный атташе в Лондоне комбриг И. И. Черний (Черный). 19 июня 1941 г. был арестован бывший начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем помощник командующего ВВС Приволжского ВО генерал-лейтенант авиации П. А. Алексеев.
И это далеко неполный перечень репрессированных руководителей военной авиации. Доктор исторических наук полковник В. А. Анфилов отмечал: «Все командующие ВВС военных округов и командиры авиационных соединений были также репрессированы.» ( Анфилов В.А, Голиков Ф.И. «Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами». – М.: 2005).
В связи с размахом репрессий перед войной более 91% командиров авиационных соединений командовали ими менее полугода. Это, конечно, не могло не сказаться на действиях советской авиации на начальном этапе войны.
Обезглавить советские ВВС перед самой войной было бы не под силу своре самых матерых шпионов и диверсантов, а Сталин это сделал легко, одним росчерком пера.