Jerusalem (Англия).
История английской группы Jerusalem началась в городе Солсбери в далеком 1967 году, когда три одноклассника барабанщик Ray Sparrow, гитарист Chris Skelcher, а также басист Paul Dean решили создать свою группу. Как впоследствии в интервью Paul Dean рассказывал о создании группы и начале творчества: “В 1967 году, когда нам с Ray было по 16 лет и мы все еще учились в школе, мы пошли посмотреть John Mayall& Bluesbreakers и были абсолютно поражены формой музыки, которую мы никогда раньше не слышали. На следующий день мы решили создать группу вместе с другим другом Chris Skelcher. Никто из нас раньше никогда не играл на музыкальных инструментах, Ray взял ударные, Chris – гитару, а я – бас и вокал.
Ни на кого из нас это серьезно не повлияло, так что мы действительно учились играть по ходу дела. Я начал писать, когда мы решили, что не хотим делать никаких каверов, и нам понравилась идея создать что-то свое, немного отличающиеся от других. Мы практиковались при каждой возможности и работали неполный рабочий день и в праздничные дни, чтобы оплатить оборудование. Нашим единственным фокусом была группа.
Ни на кого из нас это серьезно не повлияло, так что мы действительно учились играть по ходу дела. Я начал писать, когда мы решили, что не хотим делать никаких каверов, и нам понравилась идея создать что-то свое, немного отличающееся от других. Мы практиковались при каждой возможности и работали неполный рабочий день и в праздничные дни, чтобы оплатить оборудование. Нашим единственным фокусом была группа.”
Собравшись они назвали свою группу поначалу Jerusalem Story. После этого последовали многочисленные репетиции, длительная череда концертных выступлений в течении трех лет, и изменения состава. Из коллектива уходит гитарист Chris Skelcher, а на его место приходят два гитариста Bob Cooke и Bill Hinde, а также вокалист Lynden Williams. В 1970 году группа знакомится с Ian Gillan знаменитым вокалистом Deep Purple, в то время ухаживающий за Zoey Dean, которая являлась старшей сестрой Paul Dean. В последствии Ian Gillan стал одновременно менеджером и продюсером коллектива, поменявшим название, сократив его до Jerusalem.
Имея уже большой опыт в работе на больших концертных выступлениях с Deep Purple, он начал помогать группе с концертной деятельностью в том числе на крупных фестивалях, в том числе на одной сцене с такими гигантами как Uriah Heep, Status Quo, Deep Purple, Black Sabbath, а также многотысячных фестивалях по всей Европе, но самое главное Ian Gillan свел группу с лейблом Deram Records (образован в 1966 году), с которыми они заключили контракт. И 24 марта 1972 года группа выпускает дебютный и единственный одноименный альбом.
Треклист:
01. Frustration - 5:17
02. Hooded Eagle - 4:49
03. I See The Light - 3:53
04. Murderer's Lament - 3:39
05. When The Wolf Sits - 4:49
06. Midnight Steamer - 4:42
07. Primitive Man - 5:44
08. Beyond The Grave - 6:07
09. She Came Like A Bat From Hell - 5:33
Состав группы
Bob Cooke - guitar
Bill Hinde - guitar
Paul Dean - bass
Ray Sparrow - drums
Lyndon Williams - vocals
Приняли участие
Phil Goddard – lead vocals
Ian Gillan - producer
Винил был выпущен на одном и том же лейбле Deram Records сразу в трех странах Англии, Германии и Японии, а позже альбом в 2000-е годы неоднократно переиздавался в разных странах на виниле и CD. Конечно релиз нельзя назвать шедевральным и супер-топовым, но есть что –то в нем такое, что привлекает слушателя. И как о нем сказал Ian Gillan в журнале “Disc & Music Echo”, 27 января 1972 года: “Я записал эту пластинку, потому что они чертовски хороши, и мне кажется позором, что и звучание не было записано… прямо сейчас здесь царит сырость и возбуждение…”, и еще он сказал о самой группе: “Не многие группы по-настоящему волнуют меня. Но этот такие сырые и совершенно неприхотливые. Они издают самый громкий, кровожадный шум, какой только можно представить, смягчаемый моментами крайних эмоций”. Насчет сырости он прав, группа как уже говорилось ранее без профессионального музыкального образования, все они самоучки, но даже не это главное, все специалисты и критики оценили не сам музыкальный материал, а слабое продюсирование альбома, сырое качество записанного альбома и сетовали, что такой хороший материал был так плохо спродюсирован.
Ну а сам альбом в музыкальном отношении представлял собой смесь жесткого хард-рока, хэви-метала, психоделии с небольшими вкраплениями прогрессивного рока, с невероятно грубым, но интересным звучанием. Конечно у них нет той тяжести Black Sabbath, но явно заметно их влияние, особенно в мрачных, потусторонних композициях “Beyond The Grave” и “Hooded Eagle”, ну и конечно есть небольшая схожесть с Led Zeppelin и Deep Purple, но не хватало их особого шарма, профессионализма и сильно запоминающихся композиций.
Несмотря на это Jerusalem обладает замечательным звучанием и стилем с безупречной ритмикой и гитарными импровизациями, которые может и не такие наворочанные и выдающиеся, но очень приличные. В общем релиз достаточно сбалансирован, все девять треков на хорошем уровне. Группа несмотря на поддержку Ian Gillan все же распадается и в этом же 1972 году создает хард-рок-трио Pussy (не путать с одноименной прогрессивной группой из Хартфордшира которая выпустила прекрасный альбом “Pussy Plays” в 1969 году) в составе басиста Paul Dean, барабанщика Ray Sparrow, к которым примкнул гитарист Bob Cook. Продюсером вновь созданной группы выступил опять Ian Gillan, но несмотря на это Pussy выпустили только один сингл “Feline Woman”/ “Ska Child” на том же лейбле Deram Records и после этого тоже распались. В 2007 группа возрождается, но без ее основателя Paul Dean, но с вокалистом Lynden Williams и гитарист Bob Cook. Коллектив выпустил три альбома “Escalator” 2009 года, “Black Horses” 2014 года, “Cooler Than Antarctica” 2016 года, но это уже другая история.
Jeronimo (Германия)
Немецкая краут-хард-рок-группа Jeronimo была образована в 1969 году в Хергерсхаузен тремя музыкантами: гитаристом и вокалистом Rainer Martz (уже поработавший с Die Stranger, The Rollicks, Malepartus II, The King-Beats, The Ad-Libs, а позже будет выступать в Wyoming, Chilly, Speed Limit, Supermax и Thanx), барабанщиком и ведущим вокалистом Ringo Funk (который уже сотрудничал с The Rollicks, а позже будет работать с Atlantis, Skin), басист и вокалист Gunnar Schafer, а также позже к ним присоединился клавишник и гитарист Hajo Born. Поначалу группа исполняла более простую легковесную музыку в смеси рок-н-ролла, бита и фолк-рока, постепенно усложняя и утяжеляя свой саунд и в этом же 1969 году Jeronimo выпустили на лейбле Admiral Records два сингла “Heya”/ “So Nice to Know” и “Na-Na-Hey-Hey”/ “The Light Life Needs”, которые сразу оказались на вершине хит-парадов почти по всей Европе. На фоне успехов группа заключает контракт с лейблом Bellaphon Records (образованный 25 ноября 1963 года во Франкфурт-на-Майне, Гессен, Германия), который выпускает странную компиляцию “Spirit Orgaszmus” в начале 1970 года на первой стороне которого были композиции группы Creedence Clearwater Revival, а на другой треки из трех синглов Jeronimo.
В этом же году они совместно с Steppenwolf провели по всей Германии успешные гастрольные туры, приняли участие в всемирно известном фестивале в Кельне “Progressive Pop Festival”, а также выступали на других фестивалях и концертах в том числе вместе с Golden Earring и Deep Purple. И наконец в 1970 году на том же лейбле Bellaphon Records выходит их дебютный альбом “Cosmic Blues”.
Треклист
1. News (3:01)
2. The Key (3:00)
3. Hands (2:40)
4. So Nice to Know (2:03)
5. Na Na Hey Hey (3:37)
6. Let the Sunshine In (1:57)
7. Highjack (2:58)
8. Number 5 (5:22)
9. No No No (3:53)
10. Never Goin' Back (2:37)
11. The Light Life Needs (2:14)
12. Heya (5:54)
Total Time: 39:16
Состав группы
Rainer Marz - guitar, vocals
Gunnar Schäfer - bass, vocals
Ringo Funk - drums, vocals
Конечно релиз получился довольно неоднозначный, в нем собраны выпущенные и готовящиеся к выходу синглы в которых во многом ощущается небольшая попсовость в расчете на коммерческую составляющую. Поэтому альбом, состоящий из 12-ти композиций звучит как своеобразный сборник, но достаточно хорошо подобранный и состоящий из коммерческих хитов, хотя многие утверждают, что это их самый слабый альбом и два следующих намного лучше, что начинать слушать надо с них. И это действительно так, здесь конечно музыка более однообразная и монотонная, заметно что музыканты старались сделать больше хитов, не заботясь о разнообразии. Единственное, что подкупает, то это прекрасная и слаженная работа всех музыкантов, особенно выделяются жесткие гитарные риффы с запоминающимися мелодиями.
В конце 1970 года из группы уходит гитарист и вокалист Rainer Martz который решил заняться сольной деятельностью и выпускает два хороших прогрессивных хард-роковых альбома “Marz & Eperjessy” 1971 года и “The Dream Is Over”1972 года, а позже работал с другими известными группами о которых уже говорилось в начале статьи. На его место пришел другой гитарист и вокалист Michael Koch благодаря которому группа полностью отошла от коммерческого поп-рока и начала играть хард-рок с большой примесью блюза. Причем большую часть музыкального материала стал сочинять прибывший Michael Koch. В 1971 году группа выпускает на лейбле Bellaphon Records свой второй альбом, который так просто и назывался “Jeronimo”.
Треклист
1. Sunday's Child (4:25)
2. Shades (3:27)
3. Reminiscenses (1:01)
4. How I'd Love to Be Home (4:30)
5. End of Our Time (4:08)
6. Understanding (4:06)
7. Silence of the Night (3:36)
8. Hugudila (7:49)
9. You Know I Do (5:29)
Total Time: 38:31
Состав группы
Michael Koch - guitar, vocals
Gunnar Schäfer - bass, vocals
Ringo Funk - drums, vocals
Этот релиз продюсировал Gerhard Rieger, причем он сильно отличался от дебютника и мнения критиков разделились, некоторые говорили, что дебютник хоть и коммерческий, но он лучше, что этот альбом слишком монотонный, а другие наоборот хвалили за драйвовость, за убойные тяжелые гитарные рифы, невероятно жесткий бас и сумасшедшую работу барабанщика. В чем-то правы и те, и другие, так как девять композиций не сильно отличались друг от друга и представляли собой тяжелый психоделический хард рок с тяжелыми блюзовыми композициями, причем прогрессивного рока здесь нет совсем. Поначалу музыка этого альбома заряжает энергией, но постепенно его монотонность начинает немного утомлять, а самая продолжительная почти 8-ми минутная композиция кажется очень затянутой, из-за длинного барабанного соло которое составляет большую часть трека.
Но все же есть здесь и довольно хорошие, запоминающиеся произведения с великолепным исполнением всех музыкантов, поэтому альбом достаточно хорош. И в следующем 1972 году группа знакомится с продюсером Peter Hauke, который предлагает им сотрудничество и группа заключает контракт с его недавно созданным лейблом Bacillus Records (образован Peter Hauke в 1971 году Франкфурт-на-Майне, Гессен, Германия). Несмотря на молодость лейбл уже прославился выпуском альбомов отличных групп, ставших известными, такими как Nine Days Wonder, Nektar, Message, Wyoming, Zoo, Epsilon, My Solid Ground и др. После подписания контракта группа приступила к записи своего третьего альбома и в марте 1972 года он был записан, но выпущен лейблом только в октябре под названием “Time Ride”.
Состав группы
1. Time Ride (3:54)
2. There Are People (6:36)
3. Blind Man (4:23)
4. To Be Alone (5:34)
5. Sunshine (3:35)
6. Indian River (5:26)
7. Do You Still Remember (3:46)
8. Ice Dream (3:24)
9. Gone (4:19)
Total Time: 40:57
Состав группы
Michael Koch - guitar, keyboards, vocals
Gunnar Schäfer - bass, guitar, vocals
Ringo Funk - drums, percussion, vocals
С участием
Peter Hauke - percussion, backing vocals, producer
Dieter Dierks - percussion, backing vocals, engineer
Группа создала очень хороший альбом, в котором переплелись заводной хард-рок, психоделия с блюзовыми интонациями и с большой долей прогрессивных влияний, или как чаще пишут краут-рока. Jeronimo впервые конкретно обратились к прогрессивному року, композиции стали более разнообразными причем каждая из 9-ти композиций не похожи друг на друга, в них появилось больше осмысленности, и несмотря на достаточно тяжелую хард-роковость многие из них звучат довольно мелодично.
Изменилось и звуковое разнообразие, так как Michael Koch кроме своих виртуозных гитарных импровизаций стал импровизировать и на клавишных. Кроме этого трио помогали и вносили разнообразия в музыкальный материал игрой на перкуссии и вокальными партиями их продюсер Peter Hauke, и знаменитый звукоинженер Dieter Dierks поработавший с многими звездами рока. Альбом получился достаточно сбалансированным, появилось больше осмысленности в каждом произведении, причем нельзя сказать, что предыдущие альбомы плохи, просто этот из-за разнообразия слушается на одном дыхании, не вызывая чувства усталости. Конечно здесь есть некоторые нотки Led Zeppelin и Deep Purple, но все же у Jeronimo свое собственно звучание. Возможно, что альбом стал более разнообразный еще и потому, что в этом альбоме каждый внес свою лепту в сочинении и аранжировках композиций, причем басист Gunnar Schafer сочинил одну из самых красочных композиций “Sunshine”, в которой очень необычно звучат совместные аккорды акустической и электрогитары. Поэтому в целом получился довольно амбициозный и разнообразный альбом, но несмотря на это группа в этом же 1972 году распалась.