Найти тему
белое на белом

MARVEL и Скандинавская мифология: что изменила трилогия о Торе?

Оглавление

Трилогию фильмов о Торе от вселенной Marvel наполняют скандинавский мифы. Загадочное и мрачное представление древних людей о мире украсило супергеройский сюжет. И теперь Тор для нас – это один из Мстителей, а не мифологический ас.

Но как изменились скандинавские мифы в марвеловских фильмах? Что соответствует древним текстам, а что стало режиссёрской выдумкой? Разбираемся вместе с учителем русского языка и литературы, преподавателем ОЦ «Взлёт» – Ульяной Илюшиной.

Как Марвел перестроили скандинавский мир?

«Скандинавская космогония очень интересна и, по сравнению с остальными мифологиями, достаточно сложная и многоуровневая. Вся Вселенная представляет собой Мировое Древо – Иггдрасиль. Оно связывает между собой девять миров: три верхних мира, три средних и три нижних. Верхние миры делят между собой светлые боги: асы (основные боги) живут в Асгарде, ваны (боги плодородия и колдовства) — в Ванахейме, а светлый эльфы – в Альфхейме. Средние миры — земные: Мидгард — мир людей, Ётунхейм — великанов, Муспельхейм — мир огня. А нижние миры населяют тёмные силы: карлики-цверги живут в Свартальвхейме, сама смерть Хель царствует в Хельхейме, а вся Вселенная заканчивается миром тьмы и холода – Нифльхеймом», – Ульяна Илюшина.

Фильмы Марвел тоже показывают зрителям девять миров, но они отличаются от тех, что представляли древние скандинавы. Да, они связываются ветвями Иггдрасиля, а перемещаться между ними можно по Радужному мосту. Но каждый мир – это планета, а не единое целое. И переход из одного пространства в другое – телепортация, связь «пространственно-временного континуума» (цитата из фильма).

-2
«Беврёст, радужный мост, соединяет Асгард с другими мирами, а сами миры между собой не соединены. Однако в мифах сказано и то, что ётуны могут свободно перемещаться и что через Мидгард легко можно попасть в другие миры, минуя Асгард», – Ульяна Илюшина.

В фильме «Тор: Рагнарёк» появляется мусорная планета Сакаар, которая принимает все заблудшие души, выпавшие из «телепортов». Конечно, упоминаний о таком мире в скандинавской мифологии нет. Если учесть, что Тор – ещё и мститель и вспомнить другие планеты киновселенной Марвел (Титан, Эго, Мораг, Ксандр и другие), то мы поймём, что киношное устройство мира намного сложнее и запутаннее.

Тор, Локи и ётуны – что с ними не так?

В фильмах, как и в мифах, Тор не самый сообразительный бог, но зато очень смелый и храбрый. Его оружие – молот Мьёльнир, который символизирует созидание и разрушение. Скандинавы верили, что Мьёльнир изготовили карлики-цверги, а вот в киновселенной знаменитый молот выковали из звезды.

В «каноне» у Тора есть постоянные спутники: Локи, посланник Тьяльфи и его сестра Рёсква. В фильме же его сопровождают валькирия Сиф, толстяк Вольштагг, воин-монгол Хогун и самолюбивый Фандрал. Это называется «современной мифологизацией» – имена и внешний вид героев стилизуются под представления нынешних людей о мире скандинавов.

Как и в «Эддах» (песни, из которых люди черпают знания о скандинавской мифологии) Локи страдает: что бы он ни сделал хорошего, это либо никто не оценивает, либо это приводит к катастрофическим последствиям. В марвеловских фильмах к этим проблемам добавляется и ещё и комплекс младшего брата: он завидует Тору, которому Один наследует трон.

-3

Очевидно, что здесь мы видим отсылку уже к христианской мифологии: братья Авель и Каин приносили жертву Богу, но тот принял только дары Авеля, отчего Каин убил своего брата. Такая же сюжетная линия и в отношениях Тора и Локи. Но с представлениями скандинавов эта типичная история не вяжется: Локи был дядей Тора, а не его братом. Он полу-ас, полу-ётун, залог мира между Асгардом и Ётунхеймом, владеющий магией, бог Лжи и Коварства, бог первородного огня. То есть, по статусу он даже выше Одина.

В первом фильме Тор противостоит великанам ётунам, которые хотят вернуть Ларец Вечных Зим, украденный у них Одином.

«В “Эддах” нет упоминания Ларца, который Один украл у ётунов. Это сюжетный ход Марвел, потому что в мифах и в “Эдде” описано, что великаны – враги для жителей Мидгарда, мира людей, и жителей Асгарда. Через людей ётуны пытаются добраться до мира богов и стать главными. Элемент с ларцом становится завязкой для первого фильма, а противостояние асов и людей с ётунами – вообще сюжетообразующая линия для германо-скандинавской мифологии», – Ульяна Илюшина.

Как мы помним, в первом же фильме Один изгнал Тора на землю, в Мидгард, и забрал у него Мьёльнир. А было ли изгнание Тора в скандинавском «каноне»?

«Как показывают “Старшая и Младшая Эдды”, Тора никогда не изгоняли, он все время жил в Асгарде, потому что он всё-таки ас и не может существовать вне какой-то другой локации. Очень важно понимать, что в скандинавской мифологии твое происхождение, определяло твое место жительства. И только ётуны, которые находились в среднем мире, были недовольны своим положением и старались как-то выступать против мира людей и мира асов. И Тор, несмотря на свою принадлежность к Асгарду, очень часто путешествовал между мирами, потому что он некий “пограничный бог”, который выступает в роли защитника. Он защищает землю и Асгард от главных врагов, от ётунов. И на самом деле, Тор, посещая разные миры, соприкасается с разными богами, историями и совершает различные подвиги, в которых мы видим, насколько многогранно раскрывается характер Тора.
Его сражение с Одином имело место быть, однако это был словесный поединок, и он описан в поэтической “Эдде”. Один и Тор соревновались между собой, показывая все свои способности, однако в в этой игре ума побеждает Один, потому что Тор так и не смог, несмотря на все свои достоинства, заставить Седобородого переправить его через фьорд. Переправка через фьорд была условием этого словесного поединка. То есть тот, кто проигрывает, тот и переводит, переправляет победителя через фьорд», – Ульяна Илюшина.

Марвеловские эльфы и скандинавские альвы

В фильме «Тор 2: Царство тьмы» рассказывается подробная история эльфов: они вышли из тьмы и хотят повергнуть мир в неё вновь. Малекит – суперзлойдей и предводитель эльфов – желает заполучить эфир и повернуть время вспять.

Эльфы передвигаются с помощью космических аппаратов, используют крутые машины для маскировки, стреляют из новейшего оружия… А какими были они в скандинавской мифологии?

-4
«Эльфы встречаются только в германо-скандинавской и кельтской мифологиях. Более того, эльфы или альвы в мире скандинавов – это природные духи. Существуют светлые альвы, которые живут в загадочном Альфхейме. А есть тёмные альвы, которые находятся в тёмном мире, в преисподней Альфхейма. Некоторые исследователи считают, что темных эльфов не существует, а есть только цверги, тролли – такие страшные существа, которые выступают антагонистами богов. На удивление, к тёмным эльфам относятся с большим опасением.В “Старшей Эдде” альвы даже противопоставляются высшим богам. Они иногда смешиваются, с одной стороны, с цвергами, потому что тёмные эльфы тоже существуют, а с другой – с ваннами, потому что они часто относятся к плодородию и к ритуалам, связанными с ним.
Само Солнце именуется Альврёдулем, то есть светилом альвов. Они живут как бы на небесах, а хтонические карлики-цверги живут в земле. Что касается светлых альфов, они были участниками различных мифов, связанных с плодородием, и им даже был посвящён отдельный культ. В героической песне, например, о Вёлунде, которая есть тоже в “Старшей Эдде”, говорится о том, что альвы становятся прародителями королевских родов, то есть они помогают людям. Но, если альвы отличаются своей хитростью, они могут немножко людям навредить. Но примечательно, что именно от высших эльфов идет королевский род.
Что же касается тёмных эльфов или же цвергов-карликов, то они, конечно, выступают хтоническими злобными существами, которые хоть и живут сами по себе, но однако могут выступать против и людей, и асов. Цвергов очень часто путают с гномами, то есть на каком-то этапе они сливались по функции в одни существа, потому что цверги считались духовными покровителями гор. Они оберегали природу скал, добывали самоцветы и выглядели обычно как карлики, но что самое интересное, в “Старшей Эдде” было подчеркнуто их происхождение, то есть они были червями в теле огромного великана Имира, из которого был сотворен мир, и солнце для для них было смертельно опасными. Они, точно так же, как и альвы, были бессмертными, никогда не стареющими», – Ульяна Илюшина.

Рагнарёк и смерть богов

Во вселенной Марвел мир возник из тьмы и должен погрязнуть обратно в неё. Цикличность мира важна для скандинавской мифологии: ведь даже боги смертны. Асгард по преданию должен уничтожить демон Суртур, который кричит во время Рагнарёка в третьем фильме: «Я погибель Асгарда!». Тор и Локи помогают устроить Рагнарёк, чтобы спасти мир от Хелы, богини смерти.

Но гибель мира в мировоззрении древних скандинавов совсем другая:

-5

Боги не бессмертны в скандинавской мифологии. Всё пронизано постоянной борьбой между верхними и нижними мирами, и конец этой битвы – Рагнарёк – смерть всех существ. Все боги живут в ожидании Рагнарёка и каждый из них уже заранее знает, как он умрёт. Появится великан Суртур и устроит большой пожар, который уничтожит старый мир. Но это не смерть, а трансформация прежнего мира в новый. И выживут только несколько асов и два человека: Лив и Ливтрасир.

Финальная мысль последнего фильма трилогии «Тор: Рагнарёк»«Асгард – это не точка в пространстве, а люди».

«Это пафос для фильма: идея о том, что каждый носит в себе особое божественное счастье, героизм, и этот человек может существовать вне территориальных рамок. Такая вот космополитичная мысль, которая свойственна мышлению современного человека, но она на самом деле противоречит мышлению древнего человека, потому что древние имели чёткое представление о каждой вещи и живом существе. Пространственные точки были конкретными, и боги населяли только одну из них. Если это боги асы, то тогда Асгард. Люди четко живут в Мидгарде, они нигде больше не могут существовать. Невозможно передать это состояние аса, жителя Асгарда, какому-то другому жителю. Это будет противоестественно его божественной природе», – Ульяна Илюшина.