Найти тему

#Организация дежурства в детском саду для детей по возрастам. Сервировка стола. Трудовое воспитание.

Организация дежурства в детском саду для детей

дошкольного возраста.

Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая

обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание

коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом,

заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Задачи дежурства:

- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя

- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.

- На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку

Роль ребенка: помощник взрослого.

Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.

Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем старше

дети, тем более длительным может быть дежурство.

При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей:

Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации

дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования:

согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам,

справедливо распределять работу между собой.

Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.

Вторая младшая группа

Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным __________ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку), вымыв руки с мылом, ребенок помогает

раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально - положительное отношение к нему.

Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не

отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки,

контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.

Средняя группа

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое

дежурных, которые полностью накрывают на столы: радают индивидуальные

салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее

приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы

салфетками.

Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол.

Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый!

Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня –

сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по

занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить

индивидуальные салфетки и т.д.), так же помогают убрать материал после занятий.

Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах,

внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Старшая группа

Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка.

Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются), моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее

приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.

Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды

отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.

Дети не должны носить посуду в мойку.

Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать

ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого должен быть специальные совок и щетка.

При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с

другими детьми.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Дежурные должны накрывать

на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы). Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей. Дежурные

сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать.

Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять

задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет

инициативу и старательность.

Дежурства на занятиях. Помощь может быть оказана как перед занятием, так

и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны,

помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает

ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в

уголке природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида

дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.

Также дети среднего возраста должны учиться, а старшего возраста

должны уметь заправлять свои постели: поправлять простыни и наволочки,

складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя еще раз поправляет постельные принадлежности. Дети не должны сами снимать постельное белье при его смене. Помощники воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную, посылать или брать с собой детей на кухню.

Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он

объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по

принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда дает положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы

он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для

коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

«Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать

заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с

вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие».

Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а

поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу,

относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь

дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим».

Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает

с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой

деятельности детей

Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы, готовить

материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или банданы),

щетка-сметка (диаметр ручки- 2,5см.) и совок (12х12см).

В уголке природы: клеенчатые фартуки, нарукавники.

Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.

Памятка по обучению детей дежурству по столовой

Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают

соответствующую одежду и головные уборы.

В это время помощник воспитателя подает на раздаточный стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальных емкостях, тарелки для первого блюда, чашки.

Дети вдвоем накрывают каждый стол скатертью или стелют индивидуальные

салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые) оговариваются между собой о том, кто какие столы сервирует.

Помощник воспитателя разливает в чашки напиток и раскладывает хлеб в

хлебнице.

На подготовленный стол в такой последовательности дежурные ставят:

 салфетницы с бумажными салфетками (в центре стола);

 хлебницы с хлебом (в центре стола возле салфетниц);

 чашки с напитком (ближе к центру стола напротив места ребенка);

 тарелки для первого блюда (напротив места ребенка);

 столовые __________приборы (нож – справа от тарелки; ложку справа от ножа, вилку – слева от

тарелки).

Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это поочередно с каждым

видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения задания ребенком. Так,

сначала один дежурный берет емкость с ножами и раскладывает их в определенном

месте за теми столами, которые он обслуживает; второй дежурный в это время

раскладывает вилки за своими столами; далее такие же действия проделываются и с другими приборами.

Помощник воспитателя приносит первое блюдо и наливает его в тарелки.

Дежурные приглашают детей к столу и желают всем приятного аппетита (дети

старшего дошкольного возраста могут объявить меню, предварительно

осведомившись об этом у воспитателя).

Методика организации дежурства в разных возрастных

группах

Сервировка стола.

Зачем нужна сервировка стола в детском саду?

Считается, что красивая подача блюд способствует пробуждению аппетита, но сервировка стола в детском саду выполняет и другие задачи.

Прививая детям любовь к красоте, воспитатели учат их уважению к пище, недопустимости небрежного к ней отношения, необходимости помощи в уборке со стола. Именно этим занимаются дежурные, помогающие воспитателям в старшей группе.

Сервировка стола в детском саду в зависимости от возраста

В ясельных группах продукты выдаются порционно, иначе слишком велика вероятность того, что кто-то из детей останется без пирожка или печенья .В более старшем возрасте тарелка со сладостями ставится в центре стола и каждый ребенок должен знать, что брать свой пирожок нужно с того края, который ближе к месту, а не выбирать приглянувшийся.

Варианты подачи блюд и используемая посуда.

Большинство взрослых знают о том, что полезные блюда часто не вызывают у должного энтузиазма. Поэтому сервировка стола в детском саду во многом зависит также от того, как эти блюда оформлены.

Не меньшую роль играет посуда. Красочные кружки и тарелки способствуют увеличению аппетита в большей мере, чем однотонная и безликая посуда. При этом необходимо помнить, что она должна отвечать всем гигиеническим требованиям, именно поэтому алюминий в детском питании не используется.

Пластмассовая посуда также не приемлема, разве только в качестве

дополнительных аксессуаров, таких, как подставки для салфеток или хлебницы.

В остальном же, сервировка стола в детском саду не должна отличаться от общепринятых норм. Именно посредством правильной расстановки предметов ребенок узнает о том, что вилку держат в левой руке, а нож – в правой. Естественно, что количество предметов на столе минимально, и отличие салатной вилки от той, которой едят рыбу, изучают разве только в элитных дошкольных учреждениях.

Правила этикета в детском саду

ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как сервировать стол, как

пользоваться столовыми приборами и что нельзя делать за столом.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна

быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть «развалясь»,перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

-не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

-не говорить пока во рту пища.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за

стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать

чашку. СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской

манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку они кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды. Начиная с трех лет, приучаем детей есть остальные блюда только ножом и вилкой.

БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

ПОЛОТНЯНУЮ САЛФЕТКУ дети стелют на стол, в конце еды прикладывают к губам, затем, сложив, кладут слева от вилки.

ЧАШКУ С РУЧКОЙ берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони. БОКАЛ БЕЗ РУЧКИ СТАКАН берут ниже к донышку. К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу

как едят: ОСТАТКИ СУПА доедать, наклонив тарелку от себя, Ложку оставлять в тарелке. САЛАТЫ, ОВОЩИ есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать. Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот.

КАШУ, ОМЛЕТ, НЕЖНОЕ СУФЛЕ, ЖЕЛЕ, ПУДИНГ разрешается есть десертной ложкой.

ВТОРОЕ БЛЮДО С ГАРНИРОМ И БЕЗ нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу.

ФРУКТЫ едят по- разному. Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов. Иногда допустимо есть яблоко целиком. Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки.

Малышам косточки следует отделить заранее.

Бананы можно есть двумя способами:

1-й- очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот;

2-й- разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры.

Ягоды едят ложкой, крупную клубнику – вилкой.

Виноград едят по виноградинке. Кожицу и зернышки сплевывают в руку и кладут

на край тарелки.

Мандарины очищают руками и едят дольками.

Апельсины очищают от кожуры ножом спирально (малышам это делают взрослые), затем делят на дольки и едят.

Арбуз едят с помощью ножа и вилки. Малышам арбуз лучше подать нарезанными на крупные куски без корки и, по возможности, очистить от семечек. Но и в данном случае надо пользоваться вилкой и ножом.

ЧАЙ дети пьют как обычно.

ЯГОДЫ из компота едят ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце. Ложку в стакане не оставляют.

ПИРОЖКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ПРЯНИКИ дети едят, держа их в руке.

СУП С ХЛЕБОМ можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.

Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и обслуживающему персоналу ряд требований. Первое из них касается сервировки стола.

К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца.

Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но сок и компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку, а на край стола горкой ставят тарелки.

Разливает суп помощник воспитателя, который не ест с детьми за общим столом.

Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.

К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует

снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой.

Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально.

Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания.

Детский сад должен бы все учитывать, но фактически не делает этого, из года в год предлагая в общем-то одно и то же с небольшими сезонными изменениями.

Остается одно- попытаться заставить ребенка съесть положенное, но из этого сражения он гораздо чаще выходит победителем.

Правильная сервировка делает стол красивым и опрятным, обеспечивает

необходимые удобства во время принятия пищи и способствует лучшему ее усвоению.

Богатая детская фантазия часто приводит к тому, что оформление блюда иногда влияет на аппетит едва ли не в большей степени, чем его состав. Даже не

любимую детскую кашу можно подать так, что она обязательно будет

испробована. Достаточно вспомнить эпизод из комедии советских времен, уже ставшей классикой: «А теперь возьмем в руки космические ложки и съедим всю кашу, так как до обеда ракета на землю не вернется».

Вот так сервировка стола в детском саду и фантазия воспитателей помогут решить проблемы, связанные с приемом пищи, сделав меню в детском саду более привлекательным в глазах детей.__

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать

Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь.

Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке

острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду

стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей. (Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме

объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

· Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

· Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на

середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

· Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

· Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

· Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

· Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

· Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

· В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

· Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).__

Педагогическая копилка

Дежурство в дошкольном возрасте - это ничто иное, как труд, исполнение какой - либо обязанности в порядке очереди.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: "Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков."

Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

Дежурство постепенно усложняется по содержанию, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Дежурство должно быть не формальным, а конкретным.

Выделяют 3 направления дежурства:

- дежурство по столовой;

- дежурство по занятиям;

- дежурство в уголке природы.

В организации дежурства воспитатель обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Организация дежурства по столовой в нашем ДОУ.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, объявление перечня

меню для обеда (завтрака, ужина), пожелание приятного аппетита.

Карта мониторинга организации дежурства по столовой

Группа ___________________________________ Дата _______________________

Вопросы для изучения Да Нет Частично

Гигиеническая обстановка в группе

Выполнение режима питания

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии,

фартуки и колпачки), эстетичность.

Дежурные свободно ориентируются в пространстве группы, уголке

дежурных (знают где фартуки и колпачки, салфетки тканевые и

бумажные, икебаны и букетики, столовые приборы...)

Свободно взаимодействуют с младшим воспитателем (задать вопрос,

выполнить поручение...)

Знают обеденное меню (со слов воспитателя или младшего

воспитателя).Объявляют его детям. Желают приятного аппетита.

Понимание детьми выполняемых функций. Систематичность дежурства

по столовой в режиме дня.

Роль воспитателя (держит в поле зрения работу дежурных, контролирует

процесс сервировки стола, вовремя убирает тарелки из-под салата и

первого блюда, подает второе блюдо, следит за осанкой детей, процессом

приема пищи, культурой поведения детей за столом, умением

пользоваться столовыми приборами...)

Роль младшего воспитателя (следит за сервировкой стола, готовит все

необходимые приборы, во время получает пищу, своевременно

раскладывает второе блюдо, следит за тем, чтобы дети после еды

уносили тарелки из-под второго и третьего блюда и складывали

салфетку)

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Дети могут дежурить как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей (гуашь, воду), принести в группу пособия для занятия.

Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, разложить раздаточный материал, принести наглядные пособия из методического кабинета, помочь стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

Карта мониторинга организации дежурных по занятиям

Группа ___________________________________ Дата _______________________

Вопросы для изучения Да Нет Частично

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии,

фартуки и колпачки), эстетичность.

Дежурные свободно ориентируются в пространстве группы (знают где

расположены материалы для занятий). Могут самостоятельно

подготовить материал для определенного занятия (н-р: рисование, лепка)

После занятия следят, что бы каждый ребенок убрал свое рабочее место.

По необходимости вытирают столы, моют палитры, непроливайки;

чистят стеки, дощечки...

Дежурство в уголке природы.

Карта мониторинга организации дежурства в уголке природы

Группа ___________________________________ Дата _______________________

Вопросы для изучения Да Нет Частично

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии,

фартуки и колпачки), эстетичность.

Знают и называют комнатные растения согласно возраста. имеют

представления как за ними ухаживать. Умеют пользоваться картотекой

растений.

Сформировано умение ухаживать за растениями (протирать крупные

листья, опрыскивать мелколистные растения, рыхлить землю, поливать,

наполнять водой поддоны...)

Сформировано умение пользоваться оборудованием по уходу за

растениями (варежками для протирания листьев, грабельками и

палочками для рыхления, лейкой, пульвилизатором...)

Сформировано умение определять и отмечать погоду в календаре

природы

Дежурные свободно ориентируются в уголке природы (знают где

фартуки, клеёнка, инвентарь для ухода за растениями).

Свободно взаимодействуют с воспитателем в процессе дежурства

(задают вопросы, выполняют поручения)

В дежурстве есть три формы объединения детей:

- это объединение в парах;

- дружеские взаимосимпатии;

- избирательные взаимоотношения.

Объединение в парах может формироваться для коллективного труда, для дежурства по столовой

и занятиям. При работе в парах или малых группах, к детям предъявляются более сложные требования:

согласовать свою работу с работой товарища;

нести совместную ответственность за результат;

справедливо распределять обязанности между собой.

Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой

товарища, приходить к нему на помощь.

При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать

положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет детям, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.

Правильная и систематическая работа по организации дежурства приведет к тому, что дети

самостоятельно будут распределять между собой обязанности так, чтобы весь объем заданий был

выполнен.

Грамотная организация дежурства дошкольника способствует развитию трудовых навыков,

ответственности, добросовестного отношения к порученному делу.__

Конспект занятия в средней группе детского сада.

Дежурство по столовой

Занятие в средней группе «Дежурство по столовой»

На столе у воспитателя лежат предметы сервировки стола. Предложить детям назвать все

предметы сервировки стола. Воспитатель спрашивает, почему двое детей в группе надели белые

фартуки. Дети отвечают.

Обратить внимание на четкое проговаривание слова «дежурные». Потом педагог говорит о том, что

дети любят дежурить по столовой: расставлять тарелки, чашки или кружки, раскладывать вилки и

ложки

Потом педагог говорит о том, что дети любят дежурить по столовой: расставлять тарелки, чашки или

кружки, раскладывать вилки и ложки.

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Отработать произношение звука (ж) в словах «ложка», «кружка». Определить в этих словах все звуки

по порядку.

Игра «Похоже, но не одно и то же».

Показать детям две картинки с изображением двух кружков и двух кружек. Поставить следующие

вопросы: что нарисовано на первой картинке (Кружки). Показать вторую картинку, на которой

нарисованы кружочки

Акцентировать внимание детей на правильном ударении в этих словах. Предложить детям

произнести эти слова с выделением слога, который произносится с большей силой

Упражнять детей в построении и правильном произношении словосочетаний при ответах на

вопросы. На вопрос воспитателя «Что должны делать дежурные по столовой?» дети отвечают:

«Расставлять тарелки, чашки, кружки, хлебницы, раскладывать вилки и ложки, убирать со стола

посуду.

Физкультминутка.

Прочитать рассказ Л. Толмачевой «Чашка». Предложить детям ответить на вопросы по содержанию

рассказа. Почему дети не любили одну из чашек? Как поступила Лена во время своего

дежурства? Что подумали о ней ребята?

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель показывает детям картинки с предметами и предлагает детям ответить, нужен ли тот

или иной предмет дежурному, чтобы накрыть стол к обеду.

Составить рассказы-описания по сюжетным картинкам с употреблением слов: моют, посуда, чисто,

аккуратно, дежурство.

Игровая ситуация «дежурство по столовой».

Двое детей производят с игровым материалом все действия, связанные с дежурством по столовой.

Остальные дети наблюдают и комментируют их действия. Воспитатель помогает детям правильно

употреблять в предложениях глаголы «класть», «положить». К примеру, Оля кладет ложку возле

тарелки. Владик положил ложки возле каждой тарелки.

Воспитатель делает акцент на том, что сервировать стол можно только чистыми руками и делать это

нужно аккуратно.

Похвалить детей за проделанную работу. Подвести итог урока.

На этом занятие в средней группе «Дежурство по столовой» завершается.

Как организовать график дежурств?

Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может

послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за

каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь

дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу

парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.

За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет

получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими

обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может

быть другого цвета.

На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие

кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на

достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения

специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.

Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно

проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это

будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.

Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь

при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере

проявить свои творческие способности, так же, как и при выборе личной картинки, которая станет

символом успешной работы.

Ход режимного момента:

Этапы, хронометраж Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Вводный этап

10 минут

Дежурные возвращаются раньше с прогулки и принимают посильное участие в сервировке

стола. Воспитатель помогает детям,сопровождая сервировку стихами:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Дети накрывают на стол.

2. Основной этап

7 минут

Все остальные дети возвращаются с прогулки и идут мыть руки. Возвращаются и становятся

на ковре в круг.

В-ль: Что мы сейчас делали?

В-ль: А зачем нужно мыть руки?

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

В-ль: Какой бедой? (Разными болезнями.)

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть.

Надо руки с мылом мыть!

В-ль: Пока наши дежурные накрывают на стол мы с вами вспомним правила поведения за

столом.

1. УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал —

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом —

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот —

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

— Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

В-ль: Что нужно помнить, чтобы не быть похожими на медвежонка?

В-ль:Еще что нельзя делать за столом во время еды?

2. НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели — вы свободны,

И играйте как угодно.

В-ль: Что нужно помнить, чтобы не быть похожими на белку?

3. НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ чтобы не быть

похожими на кротов.

За столом Кроты сидят,

Нос воротят,не едят:

— Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут —

Ешьте все, что вам дадут!

В-ль: какими столовыми приборами нужно пользоваться за столом во время еды?

4. УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

В-ль: А кто должен помогать накрывать на стол (Дежурные сами)

5. ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: — Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая! Молодцы ребята. А теперь садимся за столы.

Дежурные зовут детей, и сами присаживаются за стол

3. Заключительный этап

1 минута — Посмотрите, ребята, как дежурные справились со своей работой. Молодцы!

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для

коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим

товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение

принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания,

выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов –

тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.

Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых

показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую

попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет

накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не

закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё

успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки

нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка

лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на

самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки

поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и

своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним

можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется.

Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает

справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и

умелые.

Особенности организации дежурств во второй младшей и средней группе ДОУ

Организация дежурств начинается со второй младшей группы со второй половины учебного года.

Детей начинают привлекать к помощи при подготовке к завтраку, обеду или ужину, посредством

поручения выполнения простейших действий, например, правильно расставить стульчики возле

стола, салфетницы и хлебницы на столе и т.д.

Прежде, чем привлекать детей к дежурствам, воспитатель проводит с ним беседы, в которых

рассказывает о том, как нужно готовиться к дежурству (мыть руки, надевать фартуки и косынки и

т.д.). Первое время воспитатель напоминает детям последовательность подготовки и помогает им

приготовиться. Делается это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность действий, и не будут

выполнять их самостоятельно.

На первых этапах организации дежурств во второй младшей группе, воспитатель и помощник

воспитателя используют следующие приемы:

совместное с ребенком накрывание на стол;

проведение тематических дидактических игр («День рождение Мишки», «Куклы пьют чай» и т.п.);

проведение бесед, обсуждений и т.д.

Замечание 2

Таким образом, во второй младшей группе перед детьми на первых этапах организации дежурств

ставится задача оказать посильную помощь младшему воспитателю в накрывании стола. Задачей

воспитателя и младшего воспитателя является установление доброжелательного взаимодействия,

создание положительное эмоционально-психологическое отношение к работе во время дежурств.

В средней группе дети продолжают оказывать помощь по столовой. Отличием является то, что

дежурных назначают пару, которая полностью накрывает столы (расставляет посуду, раскладывает

салфетки и т.д.) и помогают младшему воспитателю убирать со столов.

Во второй половине года, в средней группе вводятся дежурства по занятиям. Во время дежурств дети

самостоятельно готовят столы к учебным занятиям (раскладывают кисточки, ставят баночки с

клейстером, кладут индивидуальные салфетки и т.д.). По окончанию занятия дети помогают

воспитателю убирать со столов.

Задачей воспитателя является показать ребенку значимость его труда, поддерживать положительную

мотивацию на проведение дежурств. Воспитатель учит детей работать в паре, организовывать свою

работу, разделять обязанности, оказывать друг другу помощь. Каждый раз, при проведении

дежурства, воспитатель напоминает детям значимость их труда не только для всей группы, но и для

самого воспитателя и младшего воспитателя, помощь которым они оказывают.

Замечание 3

Таким образом, в средней группе содержание и форма труда во время дежурств усложняются.

Расширяются обязанности дежурного.

Зачем нужно дежурство?

Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только

за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный

вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в

организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».

Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой

появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать,

побуждает к самостоятельному труду.

Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства

Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены

название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать

уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.

С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его

так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим,

сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать

уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки,

Ромашки» (в зависимости от названия группы).

Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в

ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже

послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш

уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям

по группе?»

Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:

Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам

стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка

в лесу.

С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие

виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые

гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки.

Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав

суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.

В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а

на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают

индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и

старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки;

поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки,

подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно

самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними

ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с

раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы

(ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают

необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и

уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение

после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным

об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый

стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину

стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку,

потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна

быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не

забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола,

складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен

выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место

использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и

воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без

спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей

Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к

выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом

складывают по длине).

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников,

направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание

полезности труда.

Трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой, постоянно развивается и имеет свою

специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от

детей результата высокого качества следует постепенно.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание,

уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого

вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости.

В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и по-

рядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог

приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается

по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового

труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: по-

добрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот

вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения

ко всему живому, любви к родной природе.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают

луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего ого-

рода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать

связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием

меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада.

Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины,

корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком

родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании,

приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы до-

ставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, вы-

думку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность,

чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в

форме поручения, дежурств, коллективной(общей, совместной) трудовой деятельности.

1.Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или не-

скольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие

опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или и, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к

труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить

внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе

одно — два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья

для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность,

направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать

труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно разложить кукольное

белье, собрать игрушки, подмести дорожки, сгрести ᴨпесок в кучу. Эти задания боле

сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто

отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и в связи с этим воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

2.Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют

большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность ᴨеред коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой.

Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

3.Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд.

Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах

дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд

дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию

личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п.

Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске– и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена

трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю

следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы

сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.