Чтобы разобраться с понятием «эмоциональный интеллект», прежде необходимо определиться с термином «интеллект». Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
Существует несколько моделей интеллекта. Наибольший интерес для этой темы представляет теория множественного интеллекта Г. Гарднера.
Интеллект (по Гарднеру) — способность решать задачи или создавать продукты, обусловленная конкретными культурными особенностями или социальной средой. Множественный характер интеллекта дает возможность людям выполнять различные роли: врача, музыканта, ученого. Гарднер выделяет 8 видов интеллекта, работающих как самостоятельные системы независимо друг от друга:
Майер и Саловей расширили концепцию Гарднера, основанную на определении эмоциональных способностей, и совместно с Д. Карузо разработали альтернативный тест на эмоциональную культуру, который был основан не на самонаблюдении, а на умениях.
Эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также управлять эмоциями в целях решения практических задач. Важно разделять понятия «эмоциональность», «эмоциональный интеллект» и «проявление эмоций».