Найти в Дзене
Александр Матусевич

СВЕТЛАЯ МУДРОСТЬ

Программа VIIIфестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров (президент – Георгий Исаакян) при поддержке российского Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, весьма разнообразна – помимо спектаклей московских музыкальных театров (а участвуют в форуме все столичные коллективы) фестивальная публика увидит (или уже увидела) около сорока работ из регионов России, а также из ряда постсоветских стран – Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Своей работой украсил фестивальную афишу и «Шостакович Опера Балет».

Один из ведущих региональных театров страны, Самарский театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича («Шостакович Опера Балет»), славящийся своими поисками в области нетривиального и редкого репертуара, способный на создание масштабных полотен (совсем недавно он блистательно осуществил премьеру «Мастера и Маргариты» Сергея Слонимского), на этот раз удивил Москву совсем иначе. Если на прежние фестивали он привозил большую оперу («Кармен», «Любовь к трем апельсинам», «Бал-маскарад»), то в этот раз представил не только миниатюру (малоформатные оперы театр на фестивале тоже уже показывал – «Джанни Скикки», «Медведя», «Оперу о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), но оперу – детскую, да еще и для самых маленьких, с рекомендуемым возрастом просмотра «0+».

«Репка» Рустама Сагдиева была написана по заказу Мариинского театра, где автор служит сразу в двух ипостасях – как солист Академии молодых певцов и как хормейстер: премьера состоялась в 2016 году в постановке московского режиссера Аллы Чепиноги. Опыт получился успешным – постановка была отмечена национальной оперной премией «Онегин», а первая опера для Сагдиева стала отправной точкой – за прошедшие годы он создал еще несколько опусов в этом жанре («Приключения Кинтаро», «Дворцовые стражи», «Слышащая голоса», «Медея», «Главный опрос»). Сама же «Репка» спустя несколько лет появилась в репертуаре Самарского оперного театра – премьера состоялась в июне прошлого года.

Приобщить ребенка к высокому академическому искусству, к классической музыке, к опере – задача благородная и одновременно совсем непростая. Как и чем заинтересовать, внимание удержать, помочь прочувствовать особый мир музыкального театра, прелесть его специфических средств выразительности? Как не утомить, сделать просто, но на высоком уровне академического искусства? А еще и с юмором? Кажется, Рустаму Сагдиеву это удалось – равно как и Самарскому оперному театру.

Много ли можно вытянуть из «Репки» - коротенькой истории на пять минут рассказа? Оказывается, немало, если подойти к делу творчески, с фантазией! Композитор, сам выступивший в качестве либреттиста, существенно расширил ее сюжет. Так, у него появились бессловесные, но поющие красивыми голосами в ансамбле Березонька, Липонька и Осинушка; появился Скоморох-рассказчик, задорно поясняющий малышам и их родителям что же происходит с теми или иными поющими персонажами; ловко в повествование вплетена еще одна русская сказка – про курочку Рябу: рассказом о ней дразнят Мышку (ведь она яичко-то разбила!) Кошка и Жучка.

А кроме того придуман своеобразный приквел ко всей истории – не случайно Дедка пошел поле распахивать и Репку сажать, а от обиды: ссоры одолели его домочадцев, нет мира в избе, все со всеми ругаются, распри, хоть и мелкие и ничтожные, а не утихают в доме. И Репка выросла большая-пребольшая неслучайно – а чтобы через совместные усилия, через совместный труд всех наконец примирить и подружить. Так и вышло – хоть и сварливые, но добрые в душе домочадцы Дедки поочередно приходят ему на помощь и совместными усилиями вытягивают чудо-Репку. А та им в финале докладывает моралите – что сама мать-земля ее такой внушительной уродила, чтобы положить конец ссорам.

Вот такая философия, такая мудрость заложена в новую сказочную оперу. Музыкально же Сагдиев базируется на богатом русском фольклоре – он использует песни разных регионов России, обрабатывает их, переплетает, что-то стилизует и сочиняет в народном стиле, и получается опера а ля рюс, светлая и наивная, с красивой и причудливой мелодикой, в иных фрагментах которой проглядывает добрая улыбка главного музыкального сказочника всея Руси Николая Андреевича Римского-Корсакова. Выразительную и небанальную инструментальную партию (опера идет в самарском варианте под фортепиано) искуссно «выплетает» мастеровитый концертмейстер Юлия Громаковская. Голосам композитор дал разные задачи – Мышка у него колоратурит (с этим блестяще справляется Ирина Янцева), бессловесные деревца – поют мелодичные трио (Березонька – Екатерина Нунгейзер, Липонька – Екатерина Поздняк, Осинушка – Наталья Дикусарова), Репка (Марина Зубчанинова), до тех пор, пока ее не вытянули с грядки, мычит исключительно закрытым ртом, а свое финальное моралите исполняет уже в полный голос практически на одной ноте, подобно знаменитой арии россиниевской Арджены из «Кира в Вавилоне». Красивыми академическими голосами исполняют партии в фольклорном стиле и другие солисты «Шостакович Опера Балет» - Степан Волков (Дедка), Анна Костенко (Бабка), Валерия Андреева (Внучка), Давид Погосян (Жучка), Любовь Захарова (Кошка).

Режиссер Татьяна Наумова строит свой спектакль как игру – игру в сказку, в которой эмоционально принимают участие все сидящие в зале: персонажи неоднократно обращаются к детской аудитории или с вопросами, или за подсказками-советами – как сказывать историю дальше? И неизменно получают заинтересованные ответы детворы. Визуально сценограф Марина Евдоченкова создала привлекательное лубочное зрелище, одев персонажи в яркие этнографические наряды в русском стиле – персонажи «Репки» напоминают своим видом радостный колорит знаменитой дымковской игрушки. Немалое значение в спектакле имеет и пластика Павла Самохвалова – у одних персонажей она мягкая и лиричная, у других – остро-характерная и даже гротескная.

Итоговое впечатление от спектакля – море позитива, ощущение настоящей, непоказной доброты, любви к своей культуре, к своим сюжетам, к своим песням. Дидактика, если она и есть, то подана в «Репке» очень мягко, ненавязчиво, через игру. Безусловный успех театра в такой очаровательной, казалось бы, безделице на самом деле очень важен – в нем огромный воспитательный и просветительский посыл, ценность которого по нынешним временам не понять невозможно.

17 октября 2023 г., "Миры Орфея"