Долина Катманду была процветающим художественным центром, как минимум, с первых веков нашей эры.
Об этом говорят археологические находки: статуя короля Джаявармы (датируемая исторической надписью 184 г.) и каменные мурти Богинь Матрик (II-III в.).
К периоду I королевской династии Непала - Личави (IV-IX в.) неварские мастера уже разработали свой собственный узнаваемый стиль изделий металлической и каменной скульптуры, соперничая в этом искусстве с коллегами из Индии периода Гупта. Обладающие высокой иконографической точностью и крайне искусной степенью детализации неварские скульптуры были известны и востребованы во всей Азии уже в Личавский период (IV-IX в.), а Переходный период (IX-XIII в.) и период Малла (1200-1768 гг.) стали временем настоящего расцвета искусства невари.
Не сохранилось ни одного произведения живописи периода Личчави, однако в хрониках упоминаются буддийские храмы и монастыри, стены которых расписаны в соответствии с индийской традицией, восходящей к фрескам VI века в пещерах Аджанты и Эллоры.
Самые ранние из сохранившихся неварских картин - это иллюстрированные буддийские рукописи на пальмовых листьях XIв. Традиция их создания пришла в Непал из Восточной Индии (Бихар, Бенгалия) в период Пала-Сена (IX-XII вв.). Старейшая из них - 1015г. «Праджняпарамиты Шахашрика», (судя по колофону, написана в храме Хлам Вихара, совр. Патан, хранится в библиотеке Кембриджского университета). Следующие по старшинству списки «Праджняпарамиты»: 1028 г. (частная коллекция в Калькутте); 1054 г. (Музей округа Лос-Анджелес, США) и 1072 г. (Азиатское общество, Калькутта).
Образец самых ранних иллюстрации индуистских рукописей - две обложки «Вишнудхарма-пурана» (1047 г. н.э., Национальный архив в Катманду). Различные иконографические формы Вишну стилистически похожи на буддийские образцы, что говорит о единой технике изображения.
Использование пальмовых листьев – традиция из Восточной Индии (Бихар, Бенгалия – период Пала-Сена IX-XII вв.). Среди буддийских центров, с которой в Непале были налажены культурные связи еще с IX в. в хрониках упоминаются: Наланда и Викрамашила, Бодхгая, сердце буддизма и место просветления Шакьямуни.
Характерная эстетика живописи Пала наглядно прослеживается в ранних образцах непальской живописи: темно-красный фон, стройные и изящно-изогнутые фигуры, тонкие и заостренные черты на лицах божеств с умиротворенными улыбками. Эти черты навсегда останутся отличительной особенностью непальского искусства и к XIIв., благодаря востребованности непальских мастеров на Севере и Востоке, достигнут Тибета, оказав влияние на формирование раннего стиля живописи Т(х)анка – Балри.
Традиция неварских иллюстрированных рукописей на индуистские и буддийские темы продолжается и в период Малла. К XVIIв. усложняется тщательность декоративных цветочных мотивов заднего плана и детализация украшения тораны, однако в поздний период Малла наблюдается тенденция к упрощению, возможно под влиянием Индийско-могольской миниатюры Раджпутов. Замысловатые завитки на заднем плане превращаются в монохромный фон, а фигуры приобретают статичность.
После падения династии Пала в Индии (XII в.) в ходе Великих Могольских завоеваний, Непал стал главным центром Буддизма школ Махаяны и Ваджраяны, поддерживаемым северо-восточными соседями - Тибетом, Китаем и Монголией, откуда и возник основной спрос на изделия мастеров Долины Катманду.
Мы знаем, что плотные связи с Тибетом, а через него – с Китаем, непальские королевства установили гораздо раньше; как минимум с VII в. между ними шла торговля, а популярность Буддийского Учения помогала мастерам долины: скульпторам, художникам, ювелирам и обработчикам металла, - находить работу в монастырях по всему Южному и Центральному Тибету. Миряне, среди которых были и осевшие в Лхасе непальские торговцы, также выступали важными покровителями развития искусств.
Таким образом, к XIII в. неварская эстетика оказала заметное влияние на тибетское искусство, отголоски которого мы будем видеть в развитии тибетской живописи все последующие века.
В свою очередь в долину Катманду странствующие художники возвращались обогащенные знакомством с художественными стилями Китая, эстетика которого также оказывала на Тибет большое влияние.
Тибетский стиль «Балри» (Букв. «неварская живопись»), созданный непальскими художниками, распространяется в фресках и скульптурах монастырей центрального Тибета с XIV по XVIв. В этом же стиле созданы старейшие из сохранившихся произведения Пауб(х)и (XIII-XIV в.) – например легендарная «Зеленая Тара» Аранико (1245-1306 гг.). Этот стиль, взятый за образец современными художниками как «классический», отличается общей красной палитрой, большим количеством тонко-прописанных декоративных элементов стилизованного растительного орнамента. Другие популярные элементы второго плана: декорированный трон божества со спинкой (торана), макары и киртимуктхи. Образы божеств имеют изящные, свободно изогнутые фигуры, тонкие и мягкие черты лица. В этом стиле нет жесткой иконографической сетки, лишь приблизительные пропорции, т.к. в основе правил изображения лежит текстуальное описание внешнего вида божеств и их атрибутов.
К шедеврам, созданным в этот период, обращается современный художник Лок Читракар : в его работах можно увидеть след «Зеленой Тары» Аранико (XIII в.), «Ракта Ганапати» Дживарамы (1435 г.) и «Мандалы Чакрасамвары» (1495г.)
Со временем, к XVIв. В Тибете сформируются свои стили сакрального искусства с четко-выраженной иконографией и особенностями декора, из китайских образцов здесь заимствуется пейзаж в качестве фона. Неварские мастера, которые всегда умело приспосабливались к визуальным вкусам своих покровителей, постепенно включат эти элементы в свои работы и постепенно произведения Пауб(х)и, по большому счету, превратятся в тибетскую Т(х)анку, выполненную в Непале. Этот процесс породил эффект «исторической инверсии», когда появилось распространенное заблуждение о том, что именно Тибетская форма живописи Т(х)анка повлияла на появление неварской живописи Пауб(х)а, а не наоборот.
Однако, новое время открывает новые возможности: сейчас, одни современные художники Непала работают над восстановлением древнего стиля сугубо национальной традиции иконографии, другие – над развитием духовного искусства в парадигме общемирового современного искусства, а третьи, и их большинство, как и много веков до этого, применяют свое мастерство для выполнения эстетических и иконографических заказов различных регионов, где распространен Индуизм и Буддизм Ваджраяны.
Однако, в каком бы стиле ни работали неварские мастера – в тибетском, японском, монгольском или китайском – вы всегда без труда узнаете многовековую школу мастерства невари по филигранной тонкости их прекрасных работ.
____
Автор статьи: Рудина Валерия
(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи mos.gallery
Информационные материалы для гостей и зрителей, интересующихся искусством Востока.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы о разнообразном и богатом наследии истории искусства стран Востока!