Найти тему
Просто Училка

Когда увидела, как учительница готовит школьников к ОГЭ по математике, стало не по себе

И это не фигура речи. Несколько дней подряд автору в мыслях приходится возвращаться к внутреннему диалогу: а нужна ли такая математика детям? А взрослым?

Вы знаете, что уже который год результаты по ОГЭ и ЕГЭ далеки от идеала. Общая температура по больнице довольно грустная. Школьники в большинстве своём рвения к учёбе не проявляют, норовят халтурить и лодырничать. Учителя, перегруженные сторонними и далёкими от педагогики функциями, полноценно работать не успевают. Родителям было, есть и будет некогда.

Однако в министерстве образования то ли не видят, то ли не хотят видеть противоречий, которые скоро доконают общее обязательное образование, окончательно превратив его в повсеместную фикцию.

Однако формально всё должно выглядеть соответственно распоряжениям, указам и ФГОСам, на них зиждется школьное мироустройство.

Заметьте, не на дисциплинах, не на науке, не на практике и знаниях, а на ФГОСах.

Из-за неверных акцентов и зацикленности на административной составляющей многие предметы постепенно стали видоизменяться. Они продолжают называться по-старому, только смысл перестал быть первоначальным. Стал совершенно другим.

И название этого нового предмета, который был когда-то математикой, мне придумать пока не удаётся. Но это точно не математика.

Взгляните на задачу:

Задача №5
Задача №5

Синим выделены длина и ширина. Они необходимы для решения следующей задачи:

Задача №3
Задача №3

Почему я задумалась о себе в профессии? Потому что каждый день разным ученикам объясняю, как узнать отношение, о котором говорится в задаче №3. Учу пользоваться условием, находить смысл задания и осуществлять арифметические операции. Давайте без излишнего сарказма. Да, многие школьники не понимают, как это делать. Репетиторы для того и существуют, чтобы объяснять, как, где, когда, зачем и при каких обстоятельствах нужно одно делить на другое.

А что делает учитель? Сейчас покажу:

-3

Это подсказка, лайфхак. И он выглядит ужасно. Там даже буквы "О" специально выделены, чтобы умники и умницы не перепутали. И на уроке у одного девятого класса была самостоятельная как раз по таким задачам, как приведённая мною задача №3. Ребята читали, искали комбинацию слов и подбирали готовые ответы по шаблону. И не у всех были хорошие оценки! Некоторые не справились!

Вдумайтесь: они не вычисляли отношение сторон, они применяли готовое решение! И этот навык закреплялся весь урок, чтобы не забыть и не перепутать.

Вот скажите честно, друзья: вам, читателям канала, проще посчитать или запомнить подсказку?

Слёзы. Грусть. Репетитор подавлен.

А учителя, мои коллеги, видимо, тоже. Они уже не учат делить, умножать, вчитываться в условие, нет! За двадцать, по-моему, лет, что проводится в нашей стране ОГЭ, эти гении (чистая правда) умудрились разработать

сигнальную систему помощи: лайфхаки, подсказки, мнемонические приёмы, шаблоны, клише.

Именно их знание проверяется перед экзаменами. Не навыки, сформировавшиеся за девять лет, а умение в нужный момент вытащить из памяти нужную подсказку.

Видите ли, в чём тут интересная деталь заключается: нынче не надо учить наизусть синусы и косинусы, они есть на экзамене в справочных материалах. И формулы площадей запоминать не надо, они тоже есть! И прогрессии! И дискриминант! И куча полезного, с чем сдать ОГЭ можно в прыжке с закрытыми глазами левой пяткой.

Но почему-то ребятам не помогает. Вот не выручают их эти формулы, таблицы квадратов и прочая ерунда. А готовая схема да. ДА! Давайте! Мы её будем запоминать! На каждый тип и на каждый номер! Даже наизусть выучим!

Я б на месте школьников с ума съехала. Уму непостижимо столько запомнить! Не справилась бы.

– Это ещё что! У моей одноклассницы целая тетрадка! Она распечатывает, что учительница даёт, и вклеивает.

– А у тебя?

– Не, я ж росомаха! Ой! Растеряха!

(Из диалога с новенькой девятиклассницей, которая спросила, куда этот листок применять. Она была среди тех, кто не справился.)

Что это за предмет? Математическое извра ориентирование? Памятные вехи ОГЭ? Квест по первой части?

То-то я смотрю, бывает, рассказываешь тему, а ученик на тебя глядит с немым укором: "Сложно!" Ты ему попроще, а он опять так же глядит. Оказывается, он ждёт, что репетитор ему подсказки выдаст! И научит пользоваться!

Коллег не осуждаю. Им надо подстраховаться, потому что с них потом спросят. Не с детей, не с родителей. А так есть шанс, что не придётся по коридорам за выпускниками бегать, чтобы помочь не завалить важный экзамен.

Не мытьём, так катаньем. Не в лоб, так по лбу. Не математика, так...

Что? Что это за предмет?!

-4