Найти тему
Старый скрипторий

Превратности раннесредневекового стейтгенеза или почему без разницы, кем был Рюрик

Возможное изображение Рюрика Новгородского и знаменитое "Призвание варягов"
Возможное изображение Рюрика Новгородского и знаменитое "Призвание варягов"

Последний отголосок Великого переселения народов в эпоху раннего средневековья дал причудливые и интересные плоды в виде набегов норманнов на Запад и Восток (куда смогли дотянуться).

Источники донесли до нас имя Рёрика (Hrørek) Ютландского (Фризского) – одного из датских конунгов, служивших франкским Каролингам еще в IX веке. Происходил Рёрик из датской династии Скьёльдунгов.

Человек был очевидно неординарный и деятельный поскольку в источниках (Ксантенских анналах) он, например, именуется таким интересным эпитетом, как «Язва (или бич) Христианства» (за набег 845 года на Фризию).

Молодой Рёрик и его родичи служили Лотарю сыну Людовика Благочествого, а после смерти последнего, получили во владение земли расположенные, как раз во Фризии (кого грабили, теми и стали руководить).

После заключения Верденского мира, который положил конец единой Каролингской (франкской) империи Лотарь, очевидно избавился от необходимости держать постоянный буйный норманнских воинский контингент, который помогал ему до этого момента, противостоять своим братьям Карлу и Людовику.

В 844 году Рёрик, среди прочих своих родственников, бежал во владения Людовика Немецкого, после чего принялся опустошать набегами северные берега земель своего бывшего «благодетеля» Лотаря.

Авторитетный источник (Бертинские анналы) дипломатично сообщает, что в конце концов Лотарь под давлением своего окружения помирился с Рёриком и заключил с ним соглашение в соответствии с которым Рёрик, должен был защищать земли, которые периодически до этого грабил. Обычное развитие событий в эпоху раннего феодализма.

Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте (на пожалованных землях) там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рёрика по отношению к формальному правителю.

С 853 года Рёрик с переменным успехом участвует в распрях в Ютландии (не забывал о корнях). Вообще же будучи христианином, наш герой очевидно не считал зазорным использовать своих родичей язычников в качестве временных союзников (например пропустить с десяток драккаров с экипажами в периметр франкских земель для «пограбить»). За что порицался католической церковью.

В 867 году во Фризии вспыхивает восстание местного населения (очевидно править покоренным населением получалось так себе). Пришлось срочно отбыть на «землю предков». Но в 870 году по данным источников он снова правитель Фризии. В 872 году Рёрик встречается с наследником Лотаря Карлом, для закрепления своего статуса и положения земель.

С 873 года он фактически синхронно пропадает со страниц всех летописей в западной части ойкумены. Следующий правитель Фризии – Годфрид Фризский.

Как мы знаем из Повести временных лет на Русь были призваны варяги. Приглашенных, возглавлял некий Рюрик. Вопрос отождествления Рёрика Фризского и Рюрика Новгородского интригует исследователей по сей день. Есть аргументы за и против, расхождение в хронологии не принципиальны. Есть аргументы от лингвистов, археологов. Суммируя кратко – это возможный вариант поскольку в модельном упрощении, это соответствует процессам протогосударственного строительства в эпоху раннего средневековья. Рёрик Ютлансдский (Фризский) и Рюрик Новгородский исходя, из источников делают одно дело – возглавляя пассионарный скандинавский субстрат содействуют складыванию, собственного государства, в полном смысле этого слова а не просто вождеств, союзов племен и д.р.

Предположение о том, что сказание о призвании варягов на Русь – позднейшая вставка и является «плагиатом» призвания саксов в Британию Нестора (одного великого летописца) у Саксона Грамматика (другого великого летописца) также ничего принципиально не меняет. Сюжет о призвании третьей стороны широко распространен, а также созвучен происходящим процессам.

Как известно, сколько было у Рюрика Новгородского детей, мы не знаем точно. Летописи точно сообщают только об одном сыне – будущем князе Игоре, который известен по современным ему византийским и европейским источникам. Игорь отец великого Святослава Игоревича.

Ирония истории заключается в том, что собственно правящая Русью династия до XVI века должна была бы именоваться династией «Игоревичей», поскольку именно он (Игорь) достоверно был показан Олегом (Вещим) в качестве сына после убийства Аскольда и Дира в Киеве (к слову дружинников Рюрика). О том, что этот младенец был сыном Рюрика всем сообщил Олег и его приближенные. Спорить с фактическим наследником Рюрика Новгородского, никто не решился. Поэтому правители России до воцарения династии Романовых именовались все-таки Рюриковичами, а не Игоревичами.