Сегодня от производителей требуют, чтобы еда, одежда и косметика были безопасными; мы привыкли к этому, и кажется, что иначе и быть не может. На самом деле так было не всегда.
Сегодня мы пролистаем книгу Элисон Мэтьюс Дэйвид «Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней» (М., Новое литературное обозрение, 2017) — чтобы оценить, как много за последние столетия изменилось не только в технологиях, но и в отношении к человеческой жизни.
Ртутные шляпы
Многие читатели «Алисы в стране чудес» наверняка знают, что у выражения «безумный, как шляпник» (mad as a hatter) есть печальные исторические основания: для смягчения шерсти и превращения её в фетр в XVIII-XIX веках использовали ядовитую ртуть. Никакими средствами химической защиты ремесленники не пользовались, и яд проникал в их тела через дыхательные пути и через кожу. В «Жертвах моды» перечисляются последствия: тремор рук (шляпники с трудом могли написать собственное имя), поражение лёгких, изменение формы и цвета ногтей, а также психические нарушения.
Ртуть отравляла не только шляпников, но и покупателей-модников. Сделанные больше ста лет назад фетровые шляпы опасны даже сейчас — для музейных хранителей, которым иногда приходится возвращать экспонатам форму.
Кстати, образ Джонни Деппа в фильме Тима Бёртона отсылает к историческим реалиям: рыжие волосы Болванщика — намёк на цвет кроличьей шерсти, который появлялся сразу после обработки ртутью.
Зеленая краска с мышьяком
Химик-фармацевт Карл Вильгельм Шееле в 1778 году создал зеленый пигмент красивого травяного оттенка и описал процесс его создания: смесь калия и белого мышьяка он вылил в раствор медного купороса. Спустя несколько лет ученый умер от отравления тяжелыми металлами и ядовитыми газами, с которыми работал, и не застал сумасшедший успех своего детища.
«Зелень Шееле» (под разными названиями) очень полюбили художники, ремесленники и модники; судя по сохранившимся вещам и иллюстрациям, этот оттенок был невероятно популярным. Долгое время (около 80 лет) опасный пигмент использовали для окрашивания тканей, упаковочной бумаги, свечей, обоев и детских игрушек. Но в 1861 году умерла молодая мастерица (она окрашивала искусственные цветы); это попало в газеты и стало обсуждаться. Общественный резонанс и разоблачения в прессе привели к тому, что люди стали избегать опасного оттенка, и он вышел из моды. Появился даже термин «арсенофобия» — страх потребителей перед мышьяком.
Горючие пачки
Традиционной одеждой балерины XIX века была пачка; воздушная белая ткань превращала танцовщицу в неземное существо. К сожалению, этот красивый наряд был очень опасным в условиях театральной сцены тех лет. Книга описывает несколько трагических случаев, среди них истории Клары Уэбстер и Эммы Ливри.
Юбки Уэбстер загорелись от газовых горелок, размещенных на сцене и изображавших (по злой иронии) купель с водой. Остальные балерины не могли ей помочь, потому что опасались за себя. Следователи пришли к выводу, что Уэбстер погибла от несчастного случая.
Со временем театры усилили противопожарные меры; изобрели даже огнестойкие юбки для балерин — некрасивые и жесткие, танцовщицы их не любили. Звезда парижской сцены Эмма Ливри написала письмо директору театра с отказом их надевать, где брала на себя ответственность за все, что может случиться. Всего через три года она погибла: в перерыве на репетиции балерина подняла юбки над головой, опасаясь их помять, и воздушный поток раздул огонь газовой лампы за кулисами.
Опасные кринолины
Одежда была опасной не только для балерин. Известны случаи, когда женщины сгорали заживо, неосторожно приблизившись к камину. Вечерние платья XIX века делали из слоев тарталана (вид хлопковой ткани) и крахмалили, что делало материал еще более горючим. Когда появились кринолины на стальном каркасе, опасность возросла: объем воздуха под юбкой усиливал огонь.
Случаев гибели женщин из-за легко воспламеняющейся одежды было много. Среди них — жена Генри Лонгфелло, Фанни, и сводные сестры Оскара Уайльда, Эмили и Мэри.
Шарф Айседоры Дункан
К трагической гибели знаменитой американской танцовщицы привели несколько факторов: низкие сиденья спортивного автомобиля в опасной близости от колес, длинный шелковый шарф и несколько театральный жест, которым Дункан перекинула его через плечо. Шарф намотался на ось и задушил женщину.
Через несколько месяцев после смерти Айседоры Дункан состоялся аукцион ее вещей, на котором продали и «роковую шаль» — за 2000 долларов (в то время это была цена дорогого автомобиля).
Опасность от шарфов (и вообще от одежды) «вызвана излишком ткани, обернутым вокруг уязвимых или подвижных частей человеческого тела; особенному риску подвергались шея и ноги» — так это определяет книга Дэйвид. Есть о чем задуматься и специалистам по охране труда, и дизайнерам. Книга «Жертвы моды» позволяет по-новому оценить современный гардероб, а также требования к вещам с точки зрения безопасности.
Если вы хотите создать собственный бренд одежды, приходите на курс Fashion Impulse Pro. Всего за четыре месяца вы получите необходимые для старта знания от людей, у которых получилось.