Найти тему
Fashion Factory

Шарфы-душители, горючие кринолины и ртутные шляпы: 5 историй о смертельно опасной одежде

Оглавление

Сегодня от производителей требуют, чтобы еда, одежда и косметика были безопасными; мы привыкли к этому, и кажется, что иначе и быть не может. На самом деле так было не всегда.

Сегодня мы пролистаем книгу Элисон Мэтьюс Дэйвид «Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней» (М., Новое литературное обозрение, 2017) — чтобы оценить, как много за последние столетия изменилось не только в технологиях, но и в отношении к человеческой жизни.

Джонни Депп в фильме Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес», 2010
Джонни Депп в фильме Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес», 2010

Ртутные шляпы

Многие читатели «Алисы в стране чудес» наверняка знают, что у выражения «безумный, как шляпник» (mad as a hatter) есть печальные исторические основания: для смягчения шерсти и превращения её в фетр в XVIII-XIX веках использовали ядовитую ртуть. Никакими средствами химической защиты ремесленники не пользовались, и яд проникал в их тела через дыхательные пути и через кожу. В «Жертвах моды» перечисляются последствия: тремор рук (шляпники с трудом могли написать собственное имя), поражение лёгких, изменение формы и цвета ногтей, а также психические нарушения.

Ртуть отравляла не только шляпников, но и покупателей-модников. Сделанные больше ста лет назад фетровые шляпы опасны даже сейчас — для музейных хранителей, которым иногда приходится возвращать экспонатам форму.

Кстати, образ Джонни Деппа в фильме Тима Бёртона отсылает к историческим реалиям: рыжие волосы Болванщика — намёк на цвет кроличьей шерсти, который появлялся сразу после обработки ртутью.

Зеленая краска с мышьяком

Химик-фармацевт Карл Вильгельм Шееле в 1778 году создал зеленый пигмент красивого травяного оттенка и описал процесс его создания: смесь калия и белого мышьяка он вылил в раствор медного купороса. Спустя несколько лет ученый умер от отравления тяжелыми металлами и ядовитыми газами, с которыми работал, и не застал сумасшедший успех своего детища.

«Зелень Шееле» (под разными названиями) очень полюбили художники, ремесленники и модники; судя по сохранившимся вещам и иллюстрациям, этот оттенок был невероятно популярным. Долгое время (около 80 лет) опасный пигмент использовали для окрашивания тканей, упаковочной бумаги, свечей, обоев и детских игрушек. Но в 1861 году умерла молодая мастерица (она окрашивала искусственные цветы); это попало в газеты и стало обсуждаться. Общественный резонанс и разоблачения в прессе привели к тому, что люди стали избегать опасного оттенка, и он вышел из моды. Появился даже термин «арсенофобия» — страх потребителей перед мышьяком.

Георг Фридрих Керстинг, «Вышивальщица у окна» (1811). Иллюстрация из книги «Жертвы моды»
Георг Фридрих Керстинг, «Вышивальщица у окна» (1811). Иллюстрация из книги «Жертвы моды»

Горючие пачки

Традиционной одеждой балерины XIX века была пачка; воздушная белая ткань превращала танцовщицу в неземное существо. К сожалению, этот красивый наряд был очень опасным в условиях театральной сцены тех лет. Книга описывает несколько трагических случаев, среди них истории Клары Уэбстер и Эммы Ливри.

Юбки Уэбстер загорелись от газовых горелок, размещенных на сцене и изображавших (по злой иронии) купель с водой. Остальные балерины не могли ей помочь, потому что опасались за себя. Следователи пришли к выводу, что Уэбстер погибла от несчастного случая.

Со временем театры усилили противопожарные меры; изобрели даже огнестойкие юбки для балерин — некрасивые и жесткие, танцовщицы их не любили. Звезда парижской сцены Эмма Ливри написала письмо директору театра с отказом их надевать, где брала на себя ответственность за все, что может случиться. Всего через три года она погибла: в перерыве на репетиции балерина подняла юбки над головой, опасаясь их помять, и воздушный поток раздул огонь газовой лампы за кулисами.

Иллюстрация из книги «Жертвы моды»
Иллюстрация из книги «Жертвы моды»

Опасные кринолины

Одежда была опасной не только для балерин. Известны случаи, когда женщины сгорали заживо, неосторожно приблизившись к камину. Вечерние платья XIX века делали из слоев тарталана (вид хлопковой ткани) и крахмалили, что делало материал еще более горючим. Когда появились кринолины на стальном каркасе, опасность возросла: объем воздуха под юбкой усиливал огонь.

Случаев гибели женщин из-за легко воспламеняющейся одежды было много. Среди них — жена Генри Лонгфелло, Фанни, и сводные сестры Оскара Уайльда, Эмили и Мэри.

Иллюстрация из книги «Жертвы моды»
Иллюстрация из книги «Жертвы моды»

Шарф Айседоры Дункан

К трагической гибели знаменитой американской танцовщицы привели несколько факторов: низкие сиденья спортивного автомобиля в опасной близости от колес, длинный шелковый шарф и несколько театральный жест, которым Дункан перекинула его через плечо. Шарф намотался на ось и задушил женщину.

Через несколько месяцев после смерти Айседоры Дункан состоялся аукцион ее вещей, на котором продали и «роковую шаль» — за 2000 долларов (в то время это была цена дорогого автомобиля).

Опасность от шарфов (и вообще от одежды) «вызвана излишком ткани, обернутым вокруг уязвимых или подвижных частей человеческого тела; особенному риску подвергались шея и ноги» — так это определяет книга Дэйвид. Есть о чем задуматься и специалистам по охране труда, и дизайнерам. Книга «Жертвы моды» позволяет по-новому оценить современный гардероб, а также требования к вещам с точки зрения безопасности.

Если вы хотите создать собственный бренд одежды, приходите на курс Fashion Impulse Pro. Всего за четыре месяца вы получите необходимые для старта знания от людей, у которых получилось.