Найти в Дзене

Шипы или липучка?

"Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора."

А.С.Пушкин.

Зима, как обычно, подкралась незаметно. ))) И, хотя ещё во многих регионах относительно тепло, но уже очевидно, что в ближайшие дни - пару недель (в зависимости от региона) похолодает, а стало быть пора переобуваться на зимнюю резину. Южным регионам это, скорее всего, не грозит, а всем остальным надо. И снова возникает вопрос: какую же резину выбрать???

В интернете полно статей на эту тему, но все как-то коряво, по крайней мере мне полноценный разбор ни разу не попадался, всё сводится к описанию плюсов и минусов того или другого вида покрышек. Поэтому напишу свой. Забегая вперёд, сразу скажу, что, если кто-то хочет получить однозначный ответ какая резина лучше - шипы или липучка, то проходите мимо. Ну а если кто хочет получить объективный разбор, то милости прошу. Итак, существует всего три вида покрышек: летняя, зимняя и всесезонная. Казалось бы, всё просто, но не тут-то было, какой только ахинеи не приходилось слышать. Некоторые считают, что шиповка, после того, как выпадут все шипы, становится липучкой. Думал, хохма, но нет, один деятель на полном серьёзе мне это доказывал! Кто-то считает, что липучка - это всесезонка. Кто-то считает, что шипы помогают в снегу. Ну и тд и тп. Поскольку нас интересует зимняя резина, то по остальной вкратце.

Летняя резина, само собой, предназначена для лета. У нее плюсовой диапазон примерно до +5°С, если считать сверху вниз (конкретный температурный диапазон должен указываться производителем). Т.е., если нижний порог температуры +5°С, то, значит, ниже этой температуры резина будет терять свои свойства. Как говорят в народе: резина дубеет, т.е. становится более жёсткой, теряет свои сцепные свойства. Для езды по зимней дороге она вообще не подходит, по снегу не гребёт, на льду, как на лыжах.

Всесезонка - это, по сути, тоже летняя резина с расширенным температурным диапазоном. У большинства производителей до -5°С. Производители, скорее всего, не согласятся с такой оценкой - ну это и понятно, им же надо продавать свою продукцию, причем по более высоким ценам, чем обычную. Большинство всесезонок зимой ведут себя весьма посредственно, что, собственно, и не удивительно, поскольку, как уже говорилось, их температурный диапазон всего лишь до -5°С. Хотя есть несколько моделей до -15°С и отзывы о них весьма и весьма неплохие, но есть один существенный минус - цена! Стоят такие покрышки, в среднем, в два раза дороже, чем обычные. Как по мне, то однозначно лучше купить два комплекта резины для зимы и для лета. Ну это дело вкуса и предпочтений. Производители скажут, что такая резина проектируется с учётом езды по зимней дороге, присутствуют специальные добавки, чтобы резина не дубела на морозе, а сохраняла эластичность, ну и тд и тп. Ни разу не буду спорить, но узкоспециализированный инструмент всегда лучше универсального. Можно ещё добавить, что большинство всесезонок рассчитано на теплую "европейскую" зиму, кататься на такой резине где-нибудь на Урале или в Сибири при -25°С, мягко говоря, не лучший вариант. С таким же успехом можно и на чисто летней ездить. А вот, скажем, для Сочи или Краснодара, такая резина отлично подойдёт.

Ну и теперь о зимней резине. Зимняя резина подразделяется на шипованные и фрикционные (липучки) шины. Полагаю, что и так все знают, но на всякий случай поясню, что липучками их называют потому, что резина спроектирована таким образом, что она как бы прилипает, как присоска, к дороге. В чём плюсы и минусы этих покрышек давно уже разобрано, поэтому постараюсь вкратце. У липучек меньше шум, чем у шиповок. Шиповки лучше держат дорогу в гололёд, но только до тех пор, пока все шипы на месте. С потерей, около 30% шипов (для каждой модели по разному) все плюсы сходят на нет. Липучки лучше ведут себя в мороз, чем холоднее, тем лучше. Тут всё очевидно, шиповки в сильные морозы (примерно от -20 и ниже) начинают "дубеть", они уже не такие эластичные, следовательно, сцепные свойства ухудшаются, а липучкам по фигу мороз ))), они сохраняют свою эластичность, а стало быть и сцепные свойства. Но есть нюансы, о которых многие не знают или путают. Например, такая ситуация... Была, допустим, оттепель, асфальт мокрый... и вот резко заморозки... Едет человек, ни о чём не подозревает, асфальт вроде чистый, правда блестит как-то странно (хотя это будет только в темное время суток заметно, при свете фар или фонарей)... Едет человек, едет и вдруг вылетает с дороги (возможны куча вариантов). И у человека возникает реакция, примерно, как у Ивана Васильевича: "Как пропали, почему???!!!" Да мало ли, может рулём резко крутанул или затормозил резче, чем надо... А все потому, что асфальт покрыт тоненькой корочкой льда, точнее даже так - тонюсенькой пленочкой льда. Может кому-то это покажется смешным - ну ваше счастье, если не попадали в подобные ситуации, а один мой знакомый попал. Собственно и я с подобным явлением сталкивался и не раз, но, слава Богу, обходилось без происшествий. Так вот, знакомого раскрутило на дороге и выкинуло в сугроб на ровном месте. Машину припечатало в снег, помял бочину, в остальном всё нормально... Когда он вышел из машины на асфальт, то поскользнулся и чуть на шпагат не сел, оказалось, что асфальт покрыт тончайшей пленкой льда. Шипы спасовали и ничем не помогли. В подобной ситуации, сдается мне, липучки предпочтительнее, но утверждать не буду.

Другой момент - проходимость в снегу... Некоторые, с пеной у рта, доказывают, что проходимость в снегу лучше у шиповок. Вот с какого такого перепугу??? Просто задайте себе вопрос, как шипы помогут в снегу??? Вот есть лёд и есть шип, шип вгрызается в лёд... А во что вгрызается шип в снегу??? Если снег очень плотно укатан, то да, но в рыхлом снегу это не работает, от слова совсем. Проходимость в снегу обусловлена протектором и составом резины. И я неоднократно в этом убеждался на разной резине. Две резины (обе шиповки, к слову) выпущенные в разное время, разными производителями, но с почти одинаковым рисунком протектора. Не буду называть поименно, чтобы не сочли за рекламу или антирекламу, но, наверняка, найдутся люди, которые сталкивались с подобным. Так вот одна была очень хорошая, гребла по снегу, держала на льду, а другая, выпущенная лет пять-десять спустя другим производителем - г...но. Ни по снегу, ни на льду. Как так-то??? А вот так. Или вот ещё пример, купил как-то шипованую резину от одного именитого производителя, входящего, если не в тройку лидеров, то в топ 5, однозначно. Не самую премиальную модель, но все же. (Кстати, на ней тоже был рисунок протектора, как на одной популярной модели из прошлого, зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны.) Пока ездил посуху, всё было хорошо, но вот пришла реальная зима и началось... Поведение машины стало нервным, если это применимо к автомобилю. Как бы это объяснить... Ну вот едешь по асфальту, местами чистый асфальт, местами снег, вроде всё нормально, вдруг, раз и кидануло... Ооочень неприятно, знаете ли, особенно когда не ожидаешь и ничто вроде не предвещало. И это в городе, на малых скоростях. С чего, почему? - непонятно. Если смотреть объективно, то вроде как бы понятно, что одна сторона автомобиля едет по асфальту, другая наехала на снег, покрытие разное, из-за этого машину начинает "кидать", но на других-то покрышках такого не было! Или где-то лёд местами... Первые мысли были на счёт плохой балансировки... Проверил - всё нормально. Колеса правильно стоят. Может развал-схождение? Хотя машина новая была, меньше года, но все же проверил - тоже все хорошо. Стало очевидно, что дело в резине, хотя со слов шиномонтажников, с резиной тоже было всё нормально, т.е. никаких видимых проблем не было. Стал стараться не ездить одной стороной по асфальту, а другой по снегу, ну и тд или сбрасывал скорость, чуть ли до нуля и полз, как черепаха, потому что непонятно было чего ждать от этой резины. Хотя раньше на других машинах и на разной резине вообще об этом как-то не задумывался, по крайней мере по городу. Естественно (по крайней мере для меня это естественно), если едешь по трассе, по чистому асфальту и вдруг видишь впереди наметенную снежную косу, то стараешься её объехать, если есть возможность, либо сбрасываешь скорость и притормаживаешь, потому что может запросто утащить в сторону или даже выкинуть, если снег рыхлый неукатанный. Но в городе такое редкость, снежные полосы, как правило, хорошо укатаны. Поэтому и возникает напряг, не должно такого быть, на других ведь покрышках не было! Дальше - больше. Оказалось, что и по рыхлому снегу она ни фига не гребёт. Живу в частном секторе, снег чистить самим приходится, поэтому очень часто едешь просто напролом. А что делать, если едешь с работы, а снег не почистили? Есть конечно лопата в багажнике, но она на экстренный случай, чистить улицу перед собой замаешься. Есть ещё гараж на окраине и, хоть я бываю там не часто, но все же. Спуск/подъем там крутоватый, но опять же раньше проблем не было, а на этой резине мог подняться только со второго-третьего раза. Причем, даже по сравнительно укатанному снегу! Просто трындец какой-то. Все люди как люди, на разных машинах, на разной резине, даже на самой дешманской, поднимаются без проблем с первого раза, а я не могу, приходится разгоняться. Позже выяснилось, что и на льду она ни хрена толком не держит. В общем промучившись один сезон, избавился от этого г...на, взял отечественную, чуть ли не в полтора раза дешевле и был просто счастлив. Причем, та резина была импортная, маде ин Джапан! Это была самая худшая резина из всех, на которых мне приходилось ездить. Хуже неё разве что москвичевская Снежинка, но та хотя бы по снегу гребла. Какой вывод из этого? Ни наличии шипов, ни громкое имя производителя, ни чистый импорт ничего не гарантирует. Просто была провальная модель. И ещё немного об этой модели. В интернете приходилось читать разные отзывы об этой резине, от самых уничижительных, до "просто супер!" И даже один знакомый отзывался довольно лестно о ней. Как такое может быть??? Да легко. Разные машины и размерность, плюс разные условия эксплуатации - вот и отзывы будут разные. Для сравнения, мой знакомый... Я живу в частном секторе, как уже упоминал, дороги зимой чистим сами, разве что после сильного снегопада коммунальщики трактор пустят, да и то только по центральным улицам. А знакомый - пенсионер, живёт в квартире, на работу не надо, из окна выглянул - снег идёт, ну и ладно, можно дальше на диване валяться. Дороги почистили, сел, поехал, 99% по городу. Не почистили - ну и пофигу, до ближайшего Магнита или Пятерочки два шага, можно и пешочком прогуляться. Он просто не сталкивается с такими ситуациями, как я. Но как быть с тестами? По тестам та резина была крепкий середнячок или даже выше, хотя я ориентировался вовсе не на это, а повелся на то, что продавец её расхваливал, как не знаю что. Так давайте разберем как проводят тесты и на сколько они соответствуют реальности. Всяких клоунов, которые умудряются определить хорошая резина или плохая, по одному лишь виду, рассматривать не будем, посмотрим на серьезных обзорщиков. Серьезные тестеры подходят вполне ответственно: выбираются несколько моделей покрышек, разумеется в одной размерности, выбирают подходящий автомобиль, стараются отключить все электронные помощники, а затем уже начинают тестовые заезды. Гоняют, опять же, не где попало, а на специальных трассах, либо открытых, либо закрытых. Как правило три типа покрытия: асфальт, снег и лёд. С одной стороны данные, полученные таким путём, достаточно объективные, но где в реальной жизни вы видели лёд на дороге, гладкий, как стекло??? Согласен, что иногда встречается, но ооочень редко. Лично мне за более чем 25-летний стаж такой лёд встречался лишь несколько раз. А вот замерзшая за ночь снежная каша встречается каждую весну или после оттепели. Было бы гораздо интереснее сравнить поведение машины на шипах и на липучках именно в таких условиях. Ну вот, откатали, выявили победителя, вручили награды... А дальше??? А дальше читают/смотрят люди эти статьи/видео, затем идут в магазин и покупают "лучшие" покрышки в другой размерности и ставят на другие машины, с другими характеристиками и ездят в других условиях, которые лишь частично совпадают с тестовыми, к тому же электронные помощники никто, в здравом уме, у себя не отключает. А значит и поведение автомобиля будет существенно отличаться от того, что было на тесте. Большую или даже огромную роль играет опыт вождения, причем именно на зимней дороге. Ну вот такой пример, два автомобиля: Мерседес Е-класса и ВАЗ 2106, ну или, скажем, Ауди А6 и ВАЗ 2110. На иномарках самые бюджетные покрышки, а на "тазиках" самые дорогие - люкс-премиум. Какая машина будет лучше вести себя на дороге??? Глупый вопрос, неправда ли. Даже если вместо старого ВАЗа взять рангом повыше, какой-нибудь Рио/Солярис/Поло/Рапид, ту же Весту или даже Тойоту Короллу, то всё равно выиграют Мерседес Е-класс и Ауди А6, потому что у них больше масса, больше база (как в длину, так и в ширину) и куча электронных помощников, ну и колеса тоже больше (по диаметру и ширине), а стало быть больше пятно контакта с дорогой. Но ни слова не сказано про водителей! А что, если за руль старенькой "десятки" посадить профессионального гонщика, а за руль Ауди "чайника", только сдавшего на права, тогда что??? Ответ тоже очевиден и уже не в пользу Ауди. Точнее автомобиль тут совершенно ни при чем, тут на первое место выходит человеческий фактор. Поэтому, не нужно ждать чудес от какой-нибудь распиаренной покрышки, всегда нужно учитывать, что дорога вообще, а тем более зимняя, не прощает ошибок, особенно, если мало опыта, но даже опытным водителям необходимо об этом помнить.

Перейдем к липучкам. Сейчас езжу именно на них, причем, на бюджетных. Модель, разумеется, не называю. Если честно, взял на пробу и вообще ни на что не рассчитывал, но тем сильнее было удивление. По снегу гребёт как трактор, специально пробовал по свежему снегу. Гребёт до тех пор, пока на пузо не сядет, ну или около того (зависит от плотности снега). По чистому асфальту - супер. Дождь/слякоть - нареканий нет. В мороз - реально словно прилипает. Но на льду похуже, хотя, как уже говорил, все зависит от того, с чем сравнивать. Казалось бы, вот оно, но есть и минусы, о которых тоже многие не задумываются. Отъездив два-три сезона, стал замечать, что поведение машины на дороге похуже стало, не сильно, но заметно, хотя и езжу, сравнительно, немного, протектор ещё хороший. С шипами все просто, если шипы на месте, значит, всё нормально, если вылетело процентов 30, то надо либо менять резину, либо дошиповывать, протектор тоже имеет значение, но уже вторичное. А с липучкой непонятно когда менять, визуально всё в порядке, а по факту уже не очень. Происходит это оттого, что верхний слой сносился, а оставшийся протектор уже не так хорошо отрабатывает. Понять можно только опытным путем и только в сравнении. Но зато можно ездить круглый год. ))) Да, это не всесезонка, это зимняя резина, рассчитанная специально для зимних условий, она слишком мягкая для лета и заточена под низкие температуры, поэтому летом она будет "плыть", ну и, разумеется, износ больше. Но тем не менее, многие ездят и я в том числе. ))) Но я отъездил на липучке лишь одно лето (и, надеюсь, единственное), раньше всегда переобувался. Просто летняя резина как-то враз пришла в негодность (грыжи повылазили), все откладывал покупку новой резины и как-то незаметно лето кончилось. Ну и потому ещё, что в зиму все равно покрышки менять буду, новые будут тоже липучки и, скорее всего, те же самые. Только не надо воспринимать это как рекомендацию, просто мне они больше нравится и больше подходят. А порекомендовать могу следующее: если автомобиль оснащен АБС и другими электронными помощниками, то можно использовать липучки, если нет, то лучше шипы. На зимней дороге колеса блокируются на раз, поэтому происходит торможение юзом, а в этом случае лучше с шипами. Хотя по снегу преимущество неочевидное, но на льду лучше. А с АБС колеса не блокируются, поэтому есть возможность маневрировать и тут уже преимущество шипов небольшое. Но опять же все зависит от опыта, скоростного режима и дорожных условий, а то есть люди и с опытом, а гоняют как бессмертные, но рано или поздно везение кончится и привет, кювет.

Так каков же вывод в итоге? А вывод прост: у каждого типа зимней резины есть свои плюсы и минусы, но основные отличия кроются не в типе резины, а в конкретных моделях. Иная липучка может дать 100 очков какой-то конкретной шиповке или наоборот. Имеет значение размерность шин и сам автомобиль, ну и безусловно опыт. Одна и та же модель, но в разной размерности и на разных автомобилях будет показывать разный результат. Поэтому сравнивать надо конкретные модели в конкретной размерности, а не тупо шипы или липучка. Но самое главное, это помнить, что какой бы навороченной ни была машина, какими премиальными ни были бы покрышки, законы физики никто не отменял, а зимняя дорога очень коварная и ошибок не прощает. Зимой, как никогда важно соблюдать разумный скоростной режим и не рисковать понапрасну. Включайте голову и помните, что она у вас одна (и у других тоже)! И будет вам счастье!