Совсем скоро словосочетание «Рижский вокзал» (или "вокзал на Рижской") приобретёт совсем не тот смысл и содержание, к которому мы привыкли за последние десятилетия. Нынешнее здание столичного Рижского вокзала было сдано в эксплуатацию в далёком 1901 году. И, похоже, сейчас мы присутствуем при создании нового современного вокзального комплекса под старым привычным названием – Рижский вокзал.
Пожалуй, ни в одной другой точке в Москве не пересекается столько разноплановых железнодорожных магистралей как в районе нового Рижского вокзала. Разве что Площадь трёх вокзалов, с её разноплановой конфигурацией может составить своеобразную конкуренцию.
Большой транспортно-пересадочный (ТПУ) узел на Рижской объединит в себе, готовящуюся к открытию, высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Санкт-Петербург. Рядом будут проходить ветки трёх Московских центральных диаметров - МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Ну и конечно будет организован переход на действующие линии Московского метрополитена – Калужско-Рижскую и БКЛ.
Большой ТПУ будет включать в себя так же остановочные пункты наземного транспорта и трамвайное разворотное кольцо.
Запустить первую в России высокоскоростную железнодорожную магистраль планируется до 2030 года, а по некоторым оценочным данным это будет сделано уже до конца 2027 года. Таким образом, открытие ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом сократит время в пути между городами с нынешних 4-х часов до 2 часов 15 минут.
В настоящее время на всём участке вокруг площади Рижского вокзала ведётся работа по разным направлениям. Что, впрочем, не мешает действующему расписанию электропоездов на участках МЦД-2 и МЦД-4.
Остаётся надеяться, что здание старого Рижского вокзала будет сохранено. Возможно, оно будет использоваться как конечная станция электропоездов Рижского направления, по аналогии с Ленинградским вокзалом.
Думаю, продолжит своё существование и Музей железнодорожной техники, с выставочными образцами, которые так полюбились москвичам и гостям столицы.
Будет интересно посмотреть, насколько удивительным окажется окончательный вариант нового вокзального комплекса и очень хотелось бы узнать, сколько времени будет необходимо закладывать путешественникам и самим москвичам, чтобы не заблудится в хитросплетении вновь возводимых пересадок.