Она росла в дружной семье и высоко ценила любовь, но так и не вышла замуж. Однако сейчас ее сочинения вдохновляют миллионы девушек по всему миру.
Феминизм, трансцендентализм и участие в выборах - чем ещё прославилась создательница "Маленьких женщин"?
Впервые я познакомилась с книгами Луизы Мэй Олкотт десять лет назад, и с тех пор она остается в списке трех моих самых любимых авторов. Её язык - красочный, но не перегруженный излишними описаниями, стиль, юмор и живые, искренние персонажи - все это невозможно не полюбить. Но больше всего меня поразило то, как писательница, живущая в 19 веке, так тонко и явственно описала идеи, которые мы используем сейчас.
Сегодня, 29 ноября - день рождения писательницы, сочинения которой уже почти два столетия остаются актуальны.
Детство и юность
Луиза Мэй Олкотт родилась в 1832 году в штате Пенсильвания, США. Она была второй из четырёх дочерей семейства Олкотт - небогатого, но очень дружного. Её отец, сын бедного фермера, благодаря своей неуемной тяге к образованию стал одним из самых уважаемых философов того времени. А мать, энергичная и бесконечно добрая женщина из старинного английского рода, была активной сторонницей благотворительности, отмены рабства и движения за права женщин.
Благодаря родителям, сестры Олкотт получили хорошее образование и знакомства с людьми из самых разных сфер. Луиза с детства любила писать, и вместе с сестрами и друзьями часто она ставила в амбаре пьесы собственного сочинения. Однако её сильно беспокоило материальное положение семьи - Олкотты часто переезжали и не имели особых сбережений, поэтому всем девочкам приходилось тяжело работать. Сама писательница успела побывать и в роли служанки, и гувернантки, и швеи, и медсестры, прежде чем книги принесли ей известность и финансовую независимость.
Однако весь свой богатый жизненный опыт Луиза Мэй Олкотт перенесла в сочинения. Так, в 22 года вышел её первый сборник фантастических рассказов "Басни о цветах", или "Королева Астра" ("Flower fables"), который теперь является классикой детской английской литературы.
Затем, во времена Гражданской войны, Луиза отправляется медсестрой-добровольцем ухаживать за солдатами.
«Поскольку я не могу сражаться, я буду довольствоваться работой с теми, кто может» - цитата Луизы из книги "Louisa May Alcott: The Woman Behind Little Women by Harriet Reisen"
Её письма, отправленные родным, были немного видоизменены и в 1863 году вышли под названием "Больничные записки". Сборник оказался довольно популярен, и о Луизе стали чаще говорить, как о талантливой писательнице.
Создание цикла о "Маленьких женщинах"
"Маленькие женщины" появились по задаче редактора издательства Roberts Brothers, который попросил Олкотт написать "книгу для девочек". Спустя всего 10 недель работа была завершена и принесла писательнице огромный успех, а также возможность обеспечить себя и родителей.
Каждый раз, когда я перечитывала эту культовую историю, меня (да и многих других читателей) не покидало ощущение, что персонаж Джо отличается от остальных. Она будто ближе к нам, чем другие сестры Марч, как тайная главная героиня всей истории. Оказалось, это чувство возникло не просто так, ведь в образе Джо писательница отразила саму себя. Соответственно, за образом Мэг скрывается старшая сестра Луизы - Анна , за тихоней Бесс - любимица семьи Лиззи и младшая Эми - Мэй, талантливая художница, картины которой выставлялись в Парижском салоне. Большинство событий, счастливых или трагичных, которые Олкотт описала в книге, произошли с ней и её семьей на самом деле.
Именно собственные воспоминания из прошлого помогли Луизе Мэй Олкотт создать такую потрясающую историю, пропитанную теплотой и реализмом. Уже долгие годы "Маленькие женщины" остаются популярны: по книге вышел сериал, несколько фильмов и даже аниме!
В произведениях Олкотт мы часто встречаем такое явление как саморефлексия героев и их естественный рост как личностей. Тонкий, часто ироничный, но всегда добрый, чистосердечный юмор, и способность видеть самые светлые стороны своих персонажей, при этом не лишая их человеческого несовершенства - вот что делает её истории такими притягательными.
В характерах Мэг, Джо, Бесс и Эми многие девушки узнают себя, свои мечты, страхи за будущее. Олкотт описывает их как ярких и сильных личностей, которые на своих плечах вынуждены нести оковы "женского" долга и ограничений, хотя сами имеют огромные амбиции и талант их реализовать.
Сама Луиза Мэй Олкотт продолжала деятельность своей матери в вопросах феминизма, активно боролась за права женщин и даже стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в Конкорде, Массачусетс.
После "Маленьких женщин"
После грандиозного успеха Олкотт полностью погружается в литературную деятельность, выпуская книги практически ежегодно. Так, в 1869 году выходит продолжение о жизни четырех сестёр "Хорошие жены", позже: "Маленькие мужчины" и "Мальчики Джо" о мальчишках из пансионата.
В процессе своего творчества Луиза также выпускала автобиографические работы, например «Трансцендентальные увлечения юности» и "Работа" (1873), воспоминания о Торо и Эмерсоне - представителях радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба», близких с её отцом.
В её произведениях таже яркой нитью вплетается тема помощи ближним. Благотворительность, в представлении Олкотт, один из лучших путей для становления личности через укрепление добродетельной связи с другими.
При этом писательница осуждает "искусственных" святых и проповедников, которые декламируют о благих делах, при этом не придерживаясь того же в реальной жизни.
Так, через год после "Маленьких женщин"(1869) выходит роман "Старомодная девушка". В нем мы следим за жизнью очаровательной девочки по имени Полли Милтон и ее близких друзей из богатого семейства Шоу. Сама Полли выросла в обычной, но дружественной среде любви и взаимоподдержки. В этой книге Луиза вновь обращается к теме простых радостей жизни и чистосердечной помощи ближнему. В Полли писательница воплотила свое видение благочестивой и светлой девушки, которой, однако, не чужды простые человеческие радости молодых людей её возраста.
От себя хочу отметить, что роман получился очень увлекательным и светлым, после прочтения которого остается тёплое чувство и большое желание делать добро.
Луиза Мэй Олкотт изображает своих героинь не как обобщенный девичий образ, а как полноценных отдельных личностей, со своими недостатками, желаниями и страхами, с которыми они ежедневно ведут упорную борьбу.
Самой писательнице тоже пришлось много бороться в течение жизни. Болезнь, подхваченная в солдатском госпитале во время волонтёрства, и смерти близких серьезно подкосили её состояние, однако Олкотт до последнего дня продолжала писать и воспитывать свою маленькую племянницу.
Сегодня каждый может посетить дом Орчард Хаус в Конкорде, где Олкотт жила со своей семьей и где написала знаменитых "Маленьких женщин".