Найти тему
Максим Носко

Чем опасна "российская полка"? Что не так с предложением о приоритезации наших товаров

Оглавление

Идея с приоритетным отображением российских товаров на маркетплейсах кажется, на первый взгляд, весьма неплохой. Но в текущих реалиях она может принести больше вреда, чем пользы.

Что за идея?

Недавно партия "Единая Россия", совместно с Министерством промышленности и торговли, предложила следующее:

Маркетплейсы и онлайн-магазины обяжут продвигать отечественные товары — первые 50 позиций при поиске должны содержать продукцию российского производства. Пользователям придется много листать, чтобы наткнуться на иностранный товар.

Основанием для данного предложения, авторы считают следующее:

В РФ есть мощные производства и сильные бренды — это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены, отмечается в пояснительной записке. Но отечественные предприятия подчас слабо представлены в рознице, в результате их мощности недозагружены. В итоге наши граждане имеют мало возможностей познакомиться с российской продукцией.

Вроде бы, всё понятно: российские товары, зачастую, слабо представлены в рознице, и исправлять это надо, отдавая им больший приоритет.

Звучит вполне логично, но, учитывая наши текущие реалии, есть кое-какое, "но". Избежать этих недостатков, правда, может получиться, но об этом в конце статьи.

Пока что, это только идея, но её вполне могут принять, пусть и с доработками, скорее всего, после нахождения компромисса с другими партиями и крупными игроками рынка.

Плюсы

На самом деле, идея мне очень нравится, ибо я сам поступаю так, как хотят обязать маркетплейсы: если я что-то ищу в интернет-магазинах, прежде всего я ищу именно товары российского производства.

И, на самом деле, многие магазины действительно отдают приоритетные позиции иностранным брендам и иностранным производителям. В том числе, при наличии достойного аналога из России.

Поэтому, при введении такого правила, произойдут две хорошие вещи:

  • Российские производители получат больше продаж
  • Российские бренды увеличат свои вложения в создание производств в России

И то и то — это не просто прекрасно, это даже необходимо в сегодняшней ситуации.

Более того, я бы дал приоритет не только производителям, но и брендам, потому что, даже если какой-то товар производят не у нас, но его штаб-квартира расположена в РФ, в целом, это также идёт на пользу стране: это и увеличение доли уплаченных налогов в России, в том числе с зарплат, и генерация прибыли внутри страны.

В то же время подводные камни инициативы гораздо масштабнее.

Минусы

Как я писал выше, я сам часто ищу российские товары в наших маркетплейсах. И найти получается, конечно, не всегда. И при поиске мешает, в основном, следующее:

Плохо заполненные карточки товара

Продавцы на маркетплейсах часто уделяют мало внимания заполнению информации о товаре и добавлению к нему хороших фотографий. Страну производства тоже иногда вообще не указывают. Ситуация осложняется тем, что многие наши производители сами не обеспечивают свою продукцию хорошим описанием и хорошими фотографиями.

Приведу в пример карточку российского монитора (о котором я недавно писал) на Яндекс Маркете:

Монитор Сова. Источник: https://market.yandex.ru/product--monitor-27-delta-computers-sova-om270i-qhd-black/1908437325?cpa=1&clid=703&sku=102165057240&uniqueId=924877
Монитор Сова. Источник: https://market.yandex.ru/product--monitor-27-delta-computers-sova-om270i-qhd-black/1908437325?cpa=1&clid=703&sku=102165057240&uniqueId=924877

Как мы видим, производитель "Не определён", и никаких характеристик о товаре не заполнено. Найти такой товар по фильтрам не выйдет, даже если российские товары будут сверху. Да и фотки фактически одинаковые. Покупать такой товар, даже увидев его в списке, не зная ничего про эту модель, желания нет.

Может быть, после введения приоритетного показа наших товаров, продавцы станут, наконец, писать, что их товары сделаны в России? Самое интересное, что они уже это пишут, видимо, чтобы чем-то выделиться, только не всегда там, где нужно.

Неправильное описание иностранных товаров

Заглянем на соседний маркетплейс. На озоне почти всегда доступен фильтр по стране производителя. Откроем, пожалуй, те же мониторы, и выберем страну изготовления — Россия.

Второй в списке монитор действительно российский, а вот к первому и третьему (и к ещё сотням других предложений) у меня есть вопросы. Может я чего-то не знаю, и Samsung открыл у нас завод мониторов?) Но нет, переходим на сайт продавца, и, конечно же, видим, что это Китай. Причём, продавец совсем не ИП, а один из крупнейших продавцов техники в России — Эльдорадо.

Они, подробно заполнили карточку товара, и она на 99% совпадает с сайтом Эльдорадо (есть незначительные расхождения по наличию аудиоразъёма), но вот страна производства волшебным образом стала другая.

Вряд ли это было сделано сознательно, но если даже у такого серьёзного продавца случаются подобные ошибки, то у менее крупных их точно больше.

Российские товары, кстати, тоже не всегда указывают как российские, и кому тут верить — неизвестно.

Что может спасти ситуацию

В государственных учреждениях вопрос о российских и иностранных товарах решён уже давно, и очень просто: есть список товаров российского производства. А всё, что не в списке — преимуществ в госзакупках не имеет.

В реестре сейчас 259 тысяч товаров, он открытый и доступен каждому.

Реестр российской продукции. Источник: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/
Реестр российской продукции. Источник: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/

Получается, что если маркетплейсы будут сверять карточки товаров с открытым реестром российской продукции, "лишних" товаров среди российских точно не будет. Более того, некоторые магазины, уже имеют подобный фильтр, например, Комус:

Фильтр по реестру российской продукции. Источник: https://www.komus.ru/katalog/tekhnika/kompyutery-i-periferiya/noutbuki/c/3300/f/labels=bargain-package/?listingMode=GRID&from=bread
Фильтр по реестру российской продукции. Источник: https://www.komus.ru/katalog/tekhnika/kompyutery-i-periferiya/noutbuki/c/3300/f/labels=bargain-package/?listingMode=GRID&from=bread

Другой вопрос, что не каждый товар, который делают у нас, включён в реестр, ведь если у завода нет цели торговать с госструктурами, то проходить экспертизы может не быть смысла.

Получается, что просто так отфильтровать все товары, помеченные как российские, сейчас невозможно.

Может быть, нововведение побудит наших производителей включать максимальное количество своих изделий в единый реестр, но проблему российских брендов это явно не решит.

Вот, например, не делают в России ни одной экшен-камеры. Но есть-таки российские бренды экшен-камер, Digma, например, с производством в Китае. Логично, на мой взгляд, наши бренды, за неимением заводов в этой сфере, всё равно нужно поднимать выше иностранных брендов.

СМИ, кстати, приводят количество — 50 товаров. На мой взгляд, это слишком много, достаточно размещать эти товары так, как сейчас размещаются продвигаемые. Фактически, наши товары в этом случае и станут продвигаемыми — то есть, рекламируемыми на платформе.

В общем, надеюсь, что в текущем виде инициативу не примут, но, при соответствующих корректировках, может получиться хорошо.

А вы бы хотели видеть российские товары на первой странице поиска?

Ставьте лайки, подписывайтесь, у меня много интересного о российской электронике и технологиях