Найти в Дзене
КП - Новосибирск

Отец двоих детей убил наркомана, защищая дочек: сначала его отправили в колонию, но потом случилось невероятное

Дело, подобных истории отца двоих детей Виктора Ганчара, в истории новосибирских судов не было ни до, ни после. Верховный суд в 2016 году встал на сторону отца двоих детей, который защищал своих дочек-школьниц от уголовника, Ганчара выпустили из колонии. И хоть прошло семь лет, события тех дней явно могли вписать в учебники по юриспруденции. Подробнее – в материале КП-Новосибирск. «НОВЫЙ УЧАСТКОВЫЙ» НАРКОМАН Сама история вкратце звучит так: осенним вечером в квартиру на третьем этаже хрущевки постучали. Дома был Виктор Ганчар и две его дочки-школьницы. Отец семейства - машинист на железной дороге - как раз собирался на смену. Его жена тоже была на работе. К двери побежала старшая - 12-летняя. В глазок не посмотрела (думала, подружка зашла), открыла - а на пороге пьяный мужик. - Он меня схватил за руку и затолкнул в квартиру, - рассказывала следователям девочка. - Я закричала «Папа!». Ганчар выскочил в коридор и попытался вытолкать гостя за порог. - Я новый участковый, - закричал мужик
Юлия Ганчар боролась за мужа 9 месяцев. Фото: Влад КОМЯКОВ.
Юлия Ганчар боролась за мужа 9 месяцев. Фото: Влад КОМЯКОВ.

Дело, подобных истории отца двоих детей Виктора Ганчара, в истории новосибирских судов не было ни до, ни после. Верховный суд в 2016 году встал на сторону отца двоих детей, который защищал своих дочек-школьниц от уголовника, Ганчара выпустили из колонии.

И хоть прошло семь лет, события тех дней явно могли вписать в учебники по юриспруденции. Подробнее – в материале КП-Новосибирск.

«НОВЫЙ УЧАСТКОВЫЙ» НАРКОМАН

Сама история вкратце звучит так: осенним вечером в квартиру на третьем этаже хрущевки постучали. Дома был Виктор Ганчар и две его дочки-школьницы. Отец семейства - машинист на железной дороге - как раз собирался на смену. Его жена тоже была на работе. К двери побежала старшая - 12-летняя. В глазок не посмотрела (думала, подружка зашла), открыла - а на пороге пьяный мужик.

- Он меня схватил за руку и затолкнул в квартиру, - рассказывала следователям девочка. - Я закричала «Папа!».

Ганчар выскочил в коридор и попытался вытолкать гостя
Ганчар выскочил в коридор и попытался вытолкать гостя

Ганчар выскочил в коридор и попытался вытолкать гостя за порог.

- Я новый участковый, - закричал мужик и полез в драку. Но после удара в живот ногой незнакомец упал и замолк.

Тут надо сделать ремарку: все это показания Ганчара и девочек. Свидетелей - никаких...

Вызванные Ганчаром врачи сначала даже не могли определить, отчего поплохело пациенту - то ли от удара, то ли от передозировки - «участковым» оказался судимый-пересудимый местный наркоман Артем Галкин. Медики спасти его так и не смогли. Уже на вскрытии выяснилось, что умер от разрыва печени.

- Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, - обрадовались следователи, что «тяжкое дело» раскрыто. Жирный плюсик в статистике и квартальная премия.

- Я всем объяснял, что просто защищал дочек, но никто не хотел слушать, - вспоминает Виктор Ганчар. - Галкин хотел залезть в нашу квартиру, обчистить. Я уходил в ночную смену, дети бы остались дома одни! Приди он к нам на полчаса позже, кто знает, как бы он поступил с дочками.

ИДЕАЛЬНОЕ УБИЙСТВО

Центральный районный суд отправил Ганчара на семь лет в колонию строгого режима, а Новосибирский областной, глядя на пикеты и митинги под своими окнами, чуть уступил толпе, скостив срок на полгода.

В Новосибирске проходили пикеты и митинги в поддержку осужденного, люди требовали признать убийство самообороной. Фото: Андрей КОПАЛОВ.
В Новосибирске проходили пикеты и митинги в поддержку осужденного, люди требовали признать убийство самообороной. Фото: Андрей КОПАЛОВ.

- В колонии меня приняли с сочувствием, все уже видели репортажи про несправедливый приговор. Жили мы в бараке на сто человек, мне никто слова плохого не сказал, наоборот. Я там быстро нашел себе работу - строгал двери и даже не думал, что так скоро смогу обнять свою семью, - рассказывает Ганчар. - Не знал я и того, что меня на свободе так поддерживают. Супруге не разрешали меня навещать.

Местная прокуратура тогда пыталась объясниться с людьми с плакатами. Логика был такая:

- А если бы подвыпивший интеллигент ошибся квартирой и его забили бы насмерть? Поставьте на место наркомана Галкина нормального человека - и Ганчар уже будет однозначным преступником, - объясняли в местной прокуратуре. - По сути, произошло идеальное убийство - свидетелей никаких, дети на его стороне, а для интернет-аудитории он вообще герой. Но он же, как ни крути, все равно преступник! Вытолкал Галкина на площадку, закрыл за собой дверь, значит, детям уже ничего не угрожало. Что Ганчар должен был сделать? Да просто зайти домой и вызвать полицию, а не драться!

Правда, шансов, что полицейские поймали бы пьяного торчка, почти никаких. А вот шанс, что тот явился бы снова в эту квартиру, и взрослых не оказалось бы дома, есть.

- Нам тогда очень помогли незнакомые люди со всей страны, - говорит супруга Юлия Ганчар. - Мы собрали около 50 тысяч рублей, плюс коллеги Витины - железнодорожники сбросились деньгами, так мы смогли нанять хорошего адвоката. Мужу я тогда пообещала: «Я вытащу тебя оттуда!». Решения суда мы обжаловали и обжаловали, в итоге дошли до Верховного суда.

ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Первой за отца двоих детей вступилась Генеральная прокуратура.

«Безусловно, Ганчар хотел обезопасить себя, своих детей, свою квартиру от Галкина», - написал в кассационном представлении в Верховный суд заместитель Генпрокурора РФ Владимир Малиновский, напомнив, в том числе о неприкосновенности жилища. А еще о том, что вызов полиции не исключает права на самооборону.

Эту версию поддержал Верховный суд. Умысла убивать не было! Приговор ошибочный. И Виктор вышел на свободу.

- Это лучший подарок на мой день рождения, который был 20 августа. Я даже не думал, что с супругой и друзьями мы сходим в баньку, пожарим шашлыки. С детьми пока наговорились вдоволь по телефону - они у бабушки в деревне. Старшая дочка ревет, она все время винила себя - она же позвала меня на помощь... Я просто счастлив, меня даже на работе уже восстановили, - хвастается бывший сиделец. - Сам не верю, что мне так повезло!

- А о том дне остались какие-то сожаления?

- Жалко, что человек умер, - признает Ганчар. - Но и сейчас я поступил бы так же, потому что своих детей я люблю больше свободы.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Где самооборона, а где ее превышение?

- По Уголовному кодексу самооборона возможна, если на жизнь человека посягают, - говорит Павел Яровой, председатель коллегии адвокатов Новосибирской области «Форум Сибирь». - Здесь Галкин зашел в чужую квартиру без оружия. Да, он схватил ребенка, но не за горло - а значит, прямой угрозы жизни девочки не было. Нож к горлу ей не приставили. Да и на хозяина дома с топором не бросались. А значит, такая самооборона по закону неоправданна. Поэтому здесь речь уже идет об «убийстве при превышении пределов необходимой обороны», это не тяжкая статья, по ней срок максимум два года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Дадут условно или оправдают с компенсацией»

Игорь Попенин, адвокат Виктора Ганчара:

- Если и судить Ганчара, то максимум за причинение смерти по неосторожности (даже спортсмена Расула Мирзаева, который неудачно толкнул студента Ивана Агафонова, по этой статье приговорили к домашнему аресту) или превышение пределов самообороны. Максимальный срок по обеим статьям - два года, но Ганчар не судим, у него двое детей, отличные характеристики, поэтому дадут условно. Но мы будем добиваться оправдательного приговора. И если все получится, то можно рассчитывать еще и на компенсацию за дни, проведенные в СИЗО и колонии.