Найти в Дзене
Геополитика России

Ценность справедливости как ядро нашей российской идентичности

Справедливость это очень важное, ключевое слово для нашей государственности, для российского народа. Справедливость очень важна для законодательства, потому что мы часто говорим, что справедливым должно быть наказание или справедливым должен быть закон, справедливым должно быть распределение баланса каких-то интересов в законе. Закон должен быть един для всех. Это основной принцип справедливости. Давайте вспомним, откуда идет то, что закон един для всех. Это восходит к судебнику Хаммурапи. У Хаммурапи было правило, что закон превыше всего, так же как и царь превыше всего и поскольку единственным законодателем и судьей являлся царь, то перед ним все были равны. Были равны богатые и бедные, знаменитые и неизвестные, старые и молодые. Все равны перед царем, а сам царь есть закон. И отсюда пошла фраза о справедливости закона о том, что закон един для всех и вот эта справедливость она для русского, монархического, в своей основе, сознания очень важна. Мы знаем, что есть добрый царь, к кото

Справедливость это очень важное, ключевое слово для нашей государственности, для российского народа. Справедливость очень важна для законодательства, потому что мы часто говорим, что справедливым должно быть наказание или справедливым должен быть закон, справедливым должно быть распределение баланса каких-то интересов в законе. Закон должен быть един для всех. Это основной принцип справедливости.

Давайте вспомним, откуда идет то, что закон един для всех. Это восходит к судебнику Хаммурапи. У Хаммурапи было правило, что закон превыше всего, так же как и царь превыше всего и поскольку единственным законодателем и судьей являлся царь, то перед ним все были равны. Были равны богатые и бедные, знаменитые и неизвестные, старые и молодые. Все равны перед царем, а сам царь есть закон. И отсюда пошла фраза о справедливости закона о том, что закон един для всех и вот эта справедливость она для русского, монархического, в своей основе, сознания очень важна. Мы знаем, что есть добрый царь, к которому можно обратиться. Кстати этот царь может быть суровый, строгий, но главное - справедливый. Справедливый царь это гораздо важнее, чем добрый. О ком больше всего русский народ сочинил песен, поговорок, анекдотов, легенд исторических? Об Иване Грозном и о Петре Первом. Их никак нельзя назвать мягкими, но они были справедливыми, с точки зрения народа. И поэтому о них было сложено больше всего легенд. Справедливость это главное свойство царя. И справедливость, которая сейчас определена в ходе исследований у нас в качестве нашей традиционной ценности это в том числе и дань нашему монархическому сознанию. И это свидетельствует о том, что мы ждем от закона справедливости, мы ждем от него не математической точности, мы ждем от него справедливости и от государственной политики тоже. Мы ждем справедливости, потому что это наша традиционная ценность. Мы на этом выросли. Мы не примем математически точного выверенного «око за око, зуб за зуб» - мы примем справедливые решения, справедливость как принцип.

И справедливость должна быть основой нашей государственной политики в будущем. Эта ценность чрезвычайно важна и недаром наш президент Путин употребляет его так часто своих речах потому что справедливость по любым социологическим опросам называется в качестве одной из первых.

Можно вспомнить библейские ассоциации с этим вопросом. Вообще в славянской Библии слову «справедливое» соответствует слово «Правда». И, как говорит книга Второзаконие, ее нужно искать. Искать Правду это значит искать справедливость во всех отношениях. Есть вертикальные отношения, отношения с Богом, там есть покаяние, милость и источник благодати. А есть горизонтальные, там, где человек с человеком взаимодействует и вот здесь как раз в этой горизонтальной перспективе как раз главный принцип это принцип поиска правды. И мудрецы и пророки один за одним почти повторяют и цитируют друг друга называя причиной падения и крушения государств несправедливость в судах. Несправедливостью в судах «переворачиваются» государства, говорит мудрость народов. Несправедливость, ставшая тотальной, когда люди подобно рыбам пожирают в море друг друга и нет старшего, заканчивается разрушением государства. На справедливость, в частности в суде, необходимо смотреть как на фактор национальной безопасности, как на то без чего государство теряет свой провиденциальный смысл и становится достойным наказания, причём неизбежного, причём внезапного, причём сокрушительного.

В нашем обществе справедливость это действительно важнейшая ориентация нашей политики. У нас в девяностые годы прошлого века все законодательство было перестроено под экономические свободы под западным влиянием и совершенно была упущен идеал справедливость в нашем обществе. Справедливость - это ядро нашей российской идентичности. Мы хотим справедливости, а не уравниловки, мы хотим чтобы талантливые и трудолюбивые получали по заслугам, чтобы бедного и слабого жалели, чтобы человек который ищет какого-то возмещения не натыкался на бесконечное количество бюрократических преград, чтобы не было коррупции, чтобы не было подложности, чтобы не было лжи, ведь люди переживают иногда ложь, в том числе ложь с экранов или ложь политиков как что-то очень болезненное. Несправедливость это не только что-то плохое по отношению к нам, когда мы становимся жертвами несправедливости, русский человек переживает и несправедливость по отношению к совсем другому, далёкому и неизвестному для него человеку.

Как бы не называть то, где сохраняется наша историческая память и самоидентификация (культурный код или как-то иначе) там в начале будет слово "справедливость". Наши первые два законодательных документа, в отличие от нынешних были об этом. Наш первый законодательный документ назывался Русская Правда, а наши первое философское произведение называлось Слово о Законе и Благодати. В этом произведении говорилось о том что закон иссох, а благодать по всему миру воссияла, потому что закон черств и более необходима благодать, которая и есть справедливость божественная.

И по справедливости не может государством управлять кухарка, так же как не каждый человек может быть медиком, и не каждый человек может быть судьей. Судье предъявляется нравственные требования высшего порядка. То есть существует некий набор профессий, к которым предъявляются требования высшего порядка. Офицер должен быть готов умереть, судья должен быть не подкупен, священник должен любить Бога и людей, а учитель это тот человек, который как пеликан кормит кровью сердца своего учеников. Так например в синедрионе еврейском судья не мог быть бездетным, потому что согласно еврейскому пониманию бездетные жестоки и человек который занимает высшие судебные должности должен смотреть на подсудимых как на детей. Есть целый перечень нравственных требований к личности судьи, это не простая профессия, любой судья любого гражданского суда или уголовного это фигура сакральная по сравнению с любым человеком, делающим обычные бытовые работы, потому что вообще-то функция судьи это функция царя и соответственно ты как бы исполняешь эту функцию. И вот справедливость в качестве такой традиционной ценности она накладывает гораздо больше требований к нашему судейскому корпусу, потому что это не просто одно из ветвей власти времён Шарля Монтескье, которые мы сюда перенесли не задумываясь, а это в общем-то исполнение некой священной сакральной миссии. И вопрос как становятся судьями это важный вопрос с точки зрения справедливости, потому что, в конце концов, государство свою справедливость являет именно там, в суде.