Найти тему

11-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow Как это было

Cosmoscow - масштабное ежегодное мероприятие, где собираются художники, галеристы, коллекционеры и ценители актуального искусства. Точка отсчета ярмарки 2010 год, когда впервые открылись двери Cosmoscow на территории «Красного октября». Запуск проекта был нацелен на развитие российского арт-рынка, формирование вкуса у аудитории и осмыслении, что происходит в сфере актуального искусства.

В этом году ярмарка Cosmoscow впервые прошла на территории ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне, сменив пафосную локацию Гостиного двора, который был на протяжении многих лет площадкой мероприятия. Смена обстановки по словам некоторых галеристов пошла на пользу Cosmoscow. Высокие потолки и обилие света отметили кураторы выставки. Однако индустриальные пейзажи и демократизация пришлись не всем по вкусу. Другие усмотрели глубокий русский символизм в переезде от Кремля к деловому центру «Москва-Сити».

"Я люблю себя", Айдан Салахова, 2005 г.
"Я люблю себя", Айдан Салахова, 2005 г.

Ярмарка ежегодно пестрит знаменитостями, представляя главные имена современного арт-рынка: Валерий Чтак, Михаил Мост, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Айдан Салахова, Дмитрий Гутов и др. Гостями Cosmoscow были не менее именитые личности: Иван Ургант, Ксения Собчак, Константин Богомолов, Рома Зверь, Константин Эрнст, Максим Виторган и др.

Итоги 11-й Cosmoscow впечатляющие: ярмарку посетили более 30 000 человек, тем самым, побив рекорд прошлого юбилейного года, продано 500 произведений искусства стоимостью от 4 000 до 6 000 000 руб. Главный успех пришелся на шестидесятников: картина Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса» была продана за 6 000 000 рублей (галерея «Веллум»), «Композиция» Михнова-Войтенко за 4 500 000 рублей (галерея «Pop-off-art»). Из дорогостоящих современников стоит отметить фотоработу Керима Рагимова «Человеческий проект. Эпизод #74» о толерантности вкупе с иронией над нарочитым трендом Барби, продана за 4 500 000 рублей. Многие покупатели предпочитают остаться неизвестными, однако некоторые гости ярмарки охотно поделились пополнением коллекций в социальных сетях. Так, Ксения Собчак с супругом Константином Богомоловым приобрели «Дом» Рината Волигамси, коллекционер Антон Козлов купил «Универсальный сундук отечественного искусства» Романа Сакина со стенда «Агентства. Art Ru» и «Серого человека» Корси Artwin Gallery.

"Человеческий проект. Эпизод #74",Керим Рагимов, 2023 г.
"Человеческий проект. Эпизод #74",Керим Рагимов, 2023 г.
"Серый человек", Алексей Корси
"Серый человек", Алексей Корси
"Универсальный сундук отечественного искусства", Роман Сакин
"Универсальный сундук отечественного искусства", Роман Сакин

Ярмарка современного искусства в силу коммерческой направленности и политических реалий не отразила актуальную повестку. Галереи, мягко говоря, обходят острые вопросы стороной, произведения тщательно отбираются, самоцензурируются. Боятся все: и художники, и галеристы. Как отметил Сергей Попов – искусствовед и директор галереи «Pop/off/art»: «таковы результаты режима». Вместе с тем в духе постмодернизма сплошная ирония и интертекстуальность.

-6
-7
-8
-9

Как отмечают постоянные участники выставки, в этом году как никогда много «цифры». Будущее наступило: роботы пишут картины, галереи продают произведения, созданные с участием искусственного интеллекта. «Цифровое искусство – интереснейшая и очень прогрессивная часть глобального арт-рынка, не обращать на нее внимание было бы глупо», - сообщила основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина. На ярмарке были представлены работы, выполненные с помощью нейросети. Миша Мост демонстрировал создание произведений с помощью роботической руки. А вот NFT, будучи трендом 2-х прошлых лет, не сумел преодолеть тягу коллекционеров к собиранию традиционных произведений искусства, и сдал свои позиции.

-10
Наталья Гудович, 2023г. (образы созданы с помощью искусственного интеллекта)
Наталья Гудович, 2023г. (образы созданы с помощью искусственного интеллекта)

На Cosmoscow впервые выставляется музей современного искусства Permm - победитель в номинации «Музей года». Для директора музея Наили Аллахвердиевой стало полной неожиданностью, что международная выставка обратила взоры на региональные институции. Осенью этого года музей переезжает в здание бывшего автомобильного центра. В контексте предстоящего новоселья на ярмарке Permm представил инсталляцию Василия Кононова-Гридина – разобранный Гелендваген, тем самым подчеркнув событие музея, которое они ждали более 10 лет. С Наилей Аллахвердиевой удалось поговорить о сложном пути развития: от наследия Марата Гельмана (признан иностранным агентом) –основателя Permm до формирования новой концепции музея.

"Гелендваген", Василий Кононов-Гридин, 2023 г. Музей "Permm"
"Гелендваген", Василий Кононов-Гридин, 2023 г. Музей "Permm"

Художником года объявлен Артем Филатов, он же основатель галереи «Тихая» в Н. Новгороде. На ярмарке Артем Филатов представил работы «Все исчезнет», выполненные бриллиантовым зеленым раствором. Особенность этой медицинской жидкости состоит в том, что на свету «зеленка» выцветает. Холсты содержатся в специальных черных папках, расположенных в шкафах. Жизнь произведения будет зависеть от того, сколько раз коллекционер продемонстрирует покупку другим.

Институцией года признан музей «Zaman» из Уфы – кочевой музей без стен, работающий в формате посольства и объединяющий контекст культуры Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, а также Пермского края, Оренбургской, Челябинской, Самарской областей.

Лучший стенд Cosmscow 2023 представлен галереей Ruarts. Инсталляция Алексея Луки и его диалог с работами Гриши была признана победителем в этой номинации.

Фрагмент картины "Поцелуй желтого квадрата", В. Пивоваров, 20008г.
Фрагмент картины "Поцелуй желтого квадрата", В. Пивоваров, 20008г.

На Cosmoscow в рамках Медиафорума было проведено 20 дискуссий с участием 83 экспертов в области актуального искусства и журналистики. На дискуссии представители частных музейных институций рассказали о сложностях, с которыми они столкнулись в эпоху перемен. Отъезд художников и коллекционеров за границу, отсутствие возможности выстраивать западные культурные связи, необходимость переориентироваться на азиатский рынок современного искусства, отсутствие единого культурного кода с восточными странами. Однако в будущее смотрят позитивно, планируют нарабатывать опыт взаимодействия с Китаем, отмечают небывалый спрос и рост рынка современного искусства в России.