В Воронеже, за всю его историю, было много чего уникального, необычного и интересного. У нас построили самый первый военный флот, здесь родились Воздушно-десантные войска, приземлялись инопланетяне и появился "котенок с улицы Лизюкова". Но вот такого, чтобы в Воронеже был свой "Ноев ковчег", мало кто слышал. По крайней мере в школе о таком точно не рассказывали. Более того, это был "ковчег" немного иного плана, выполнявший совсем другие функции.
Но, начнем с небольшой предыстории, откуда вообще все пошло. Все же наверняка знают о том, кто такой поэт Кольцов? Несомненно, потому как для Воронежа это вполне знаковая и уважаемая фигура. Так вот, Кольцов, после того, как его старшая сестра вышла замуж, породнился с довольно крупным воронежским купцом по фамилии Башкирцев. Да что там породнился, он долгое время жил у него дома в усадьбе.
Кольцову не импонировало жесткое общение с ним со стороны отца, поэтому большую часть времени он проводил дома у Башкирцева. Башкирцеву, с другой стороны, очень нравилось общение с воспитанным поэтом, братом своей жены, поэтому он всегда рад был его видеть у себя дома. К сожалению, сегодня тот самый дом, который позже, в годы войны, стал еще и госпиталем, где прятали не только раненных красноармейцев, стоит и разрушается, позабыт, позаброшен. Ну а причем тут ковчег, спросите вы?
Так вот, в 1835 году этот самый Башкирцев, за баснословные тогда деньги - 52 тысячи рублей, приобрел у купчихи Елисеевой две суконные фабрики, а вместе с ними и 206 человек приписных мастеровых. Как он смог приобрести людей вместе с фабриками? Да легко и просто. В те времена считалось вполне нормальным, когда фабрики покупали вместе с работающими на них крепостными людьми. Вот и Башкирцев решил не разбазаривать зря рабочую силу, а приобрести все хозяйство сразу вместе с ней.
И здесь как раз и появляется момент, связанный с "Ноевым ковчегом". Среди зданий фабрик Башкирцев приобрел также один дом, который располагался на улице Поднабережной, который чуть позже станет самым настоящим, не то что символом, а скорее даже центром различных революционных движений нашего города. Дело в том, что этот самый дом, более известный в народе как "дом Кравцовой", являлся своеобразным приютом для революционеров. Назван так, потому как Кравцова одно время владела этим домом. Тут революционеры проводили свои подпольные собрания, разрабатывали всевозможные планы. Более того, революционеры эти были не только воронежские, а периодически приезжавшие со всей страны.
Как место сбора всевозможного подполья дом был известен лишь в узких кругах. Именно поэтому в рядах революционеров он стал носить название "Ноев ковчег". Здесь они могли собраться на явочных квартирах, и никто их тут не искал. Кстати, дом этот периодически упоминается в различных дневниках и воспоминаниях всевозможных борцов с царизмом. Например, такие записи есть в книге "Воспоминания участника первой русской революции", которая была издана в 1974 году. Что касается современного адреса этого дома, то находится он на улице 20-летия ВЛКСМ, дом 37. Кстати, на доме сейчас есть табличка о том, что в нем жил некий Н.Н. Кардышев. Так вот, этот самый Кардышев являлся руководителем Воронежских большевиков и председателем губернского комитета.
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов