По какому принципу мне интернет предлагает какие-то видео, я не знаю, но вот на днях увидев запись передачи «Городок» я почему-то ткнул на неё и потратил 20 минут своего времени на просмотр. Что тут можно сказать? Естественно во время просмотра я ощутил, какую-то светлую ностальгию по своему детству. Ведь пик популярности передачи пришёлся на 90-е годы, когда я как раз был ещё мальчишкой. Да, проект просуществовал до 2012 года, но уже в 00-х былой популярности не было. Потому и ассоциируется эта передача с 90-ми годами. Казалось бы, не самое лучшее время для шуток, но и без юмора русский человек жить не может. Сейчас естественно принято ругать современных юмористов и приводить в пример что-то из нашего недавнего прошлого. Вот и давайте вспомним этот самый «Городок», который и есть часть нашего прошлого.
Не буду отрицать того, что песня, звучавшая в титрах, сейчас вызывает трогательные воспоминания. Так же как и сами авторы передачи. Увидев их на экране своего телефона, я будто откатился во времени. Куда-то туда, где можно всё и тебе за это ничего не будет. Только ты тогда об этом не знаешь, а когда узнаешь, становится слишком поздно. Наверное, я бы так и ностальгировал, но всё-таки передачу-то я включил и постепенно увлёкся сценками.
Сейчас время уже стёрло все негативные моменты, и мы почти не помним юмор передачи. Меж тем юмор там был злободневный и актуальный. Бомжи, алкоголики, нищие, махинации, милиция, работающая за взятки. Всё это находило отражение в миниатюрах и именно по этой причине привлекало зрителя. Если бы «Городок» продолжал бы развивать советский аккуратный юмор, то никакого успеха не было бы. Время на дворе стояло лихое, и ему требовалась соответствующая передача. Создатели смогли найти свою нишу и регулярно выдавали качественный и самое главное актуальный юмор. И не надо мне говорить, что он не был ниже пояса. Такое там тоже присутствовало, просто мы как-то забыли за давностью лет.
Вы просто вспомните, что вообще показывали в то время по телевизору. Вечером, когда люди приходили в работы, на полную катушку транслировалась передача «Криминальная Россия». Выпуски новостей были наполнены невообразимыми вещами и разве в такой обстановке какой-то травоядный юмор прошёл бы? Конечно же, нет. Так что не надо делать вид, будто это у нас в 00-е годы ребята из «Камеди клаба» или тот же Роман Трахтенберг открыли какой-то ящик Пандоры. Корни того, что сейчас происходит в юморе стоит искать, в том числе и в передаче «Городок».
Эта передача создавалась не в вакууме, а наоборот была созвучна эпохе. Собственно суть сатиры и заключается в том, что бы отображать с юмором происходящее. Все же помнят, что у нас происходило в 90-е? Вот «Городок» и были кривым зеркалом той эпохи. Да, у них были табуированные темы, но так и сейчас всё устроено точно так же в юморе. Есть некие вещи, в которые не будет лезть какой-нибудь Гарик Харламов. Это нормально. Ненормально то, что мы вдруг стали забывать о том, какой на самом деле была передача «Городок».
Стоянов и Олейников не были какими-то ангелами. Это талантливые и умные люди, прекрасно понимавшие, в какое время им выпало работать. И то чем они занимались, в общем-то, благое дело. Без юмора в этой жизни тяжело. Они же своими зарисовками скрашивали серую реальность.
Сейчас же их часто приводят в пример как аккуратных и деликатных юмористов. Только по-моему это какая-то ложная память. Если посмотреть выпуски «Городка», то видно, что они смеялись над всем. И запретных тем для них почти не существовало. Это не плохо и не хорошо. Это часть реальности. Хамства конечно они не допускали, но тут опять же стоит учитывать время. За слова тогда было принято отвечать не в суде, и подход Павла Воли в 90-е годы не прокатил бы. Впрочем, и он тоже прекрасно знает, что ему дозволено, а что нет.
Свою актуальность передача потеряла к началу 00-х годов, но по инерции ещё долго выходила. В этом плане её можно в чём-то сравнить с «Полем чудес». Тоже ведь рейтингов нет, но словно какой-то артефакт передача выходит. Так же было бы и с «Городком» если бы не ушёл один из создателей. И точно так же передача не смогла бы конкурировать с современными юмористами. Всему своё время и время «Городка» было в 90-е годы.
Многие миниатюры там пронизаны грустью, тоской и безысходностью. Я же не поленился и посмотрел несколько выпусков в итоге. И пришёл к выводу, что не такая уж там и добрая была сатира. Олейников и Стоянов не были неженками и жёстко проходились по окружавшей нас действительности. Если бы они работали мягче, то у проекта не было бы такого успеха. И да, если бы сейчас кто-то делал бы что-то подобное его бы обязательно назвали русофобом, который рисует Россию в мрачных тонах.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.