Экономия — это не то же самое, что разумные траты. Экономия появляется там, где денег катастрофически не хватает. Разумный подход к тратам появляется там, где расходы меньше доходов.
Когда я выпустилась из университета, денег хватало только на текущие расходы. При том, что я уже работала с 3 курса и считалась перспективной сотрудницей. А с экономией я была знаком со студенческой скамьи. Могу ли я позволить себе купить эту сумочку? Она мне очень нравится, но лучше отложу покупку до следующей зарплаты. Сколько таких «отложенных до зарплаты» покупок вы не сделали, размышляя об экономии?
И сумочка была не самым большим расстройством. Любая покупка, превышающая 5 т.р. была для меня крупной. Я понимала, что, хоть и не студентка, и могу рассчитывать на помощь родителей, но уже стыдно.
Тогда я решила, что разрывы в моём бюджете появляются от того, что я неразумно трачу деньги. Я — человек-план, не перестану это повторять. Нашла информацию про то, как можно сократить траты и найти в своём бюджете дыры. Стала считать расходы и попыталась найти, какие из них можно сократить. Оказалось, что траты разумные, и из того, что есть, очень сложно что-то откладывать.
С тех пор я стала зарабатывать значительно больше. Но принципы, которые я внедрила в свою жизнь ещё тогда, когда мне приходилось экономить, работают и на новом уровне доходов. Кстати, на нынешнем уровне доходов они работают существенно лучше, а отдача от них виднее.
Вот основные.
1 принцип. Работает каждый рубль. Все деньги, поступающие ежемесячно, я распределяю по категориям. Не обязательно тратить всё заработанное. Важно понимать, сколько денег уходит на какую категорию, и при необходимости перераспределять их.
2 принцип. Учёт и контроль. Вы должны знать, сколько и на что тратите. Раньше я вела собственные таблички в экселе и фиксировала все траты там. Теперь на мобильный можно поставить приложение, которое покажет, категории и размеры ваших доходов и расходов. Даже если вы знаете, что с вами случаются спонтанные покупки, то на эти нужды можно просто завести отдельную категорию и зарезервировать там столько денег, сколько не нанесёт ущерба вашему бюджету.
3 принцип. Финансовая подушка. Это — сумма, которая позволит продержаться вам «на плаву», если вдруг вы потеряете основной источник дохода. Размер финансовой подушки — от 3 до 6 ежемесячных ваших личных прожиточных минимума. Например, если в месяц вы расходуете 100 т.р., то финансовая подушка должна быть от 300 до 600 т.р.
4 принцип. Гибкость. Не стоит загонять себя в жёсткие рамки. Если в отчётном периоде вы потратили в какой-то категории больше, чем планировали, то эти затраты можно перенести на будущий период. Например, если вы планировали потратить на бытовую технику 30 т.р. в месяц, а потратили 40 т.р., то на следующий месяц в этой категории запланируйте 20 т.р. Получается покупка как бы в счёт будущих периодов.
5 принцип. Тратить только то, что заработали. Суть этого принципа в том, чтобы жить на доходы прошлых периодов и не тратить то, что заработали в текущем. Если заниматься бюджетированием систематически, то добиться этого получается примерно через полгода.
О том, как вы тоже можете выйти на новый уровень дохода, чтобы внедрить принципы рациональных трат, рассказывают в телеграм-канале «Бухгалтер на фрилансе» — там ещё больше пользы и вдохновляющих историй. Подписывайтесь: https://t.me/buh_freelance