Найти тему
Простое кино

«Нужно идти туда, где страшно»: моря покоряются смелым

Вторая часть беседы со сценаристом Александром Бузиным.

КФ: А как научиться вообще писать классные истории, книги? Вот «История на миллион», такие книги помогают? Или побольше просто фильмов смотреть?

Александр: Нужно делать и то, и то. Я, естественно и фильмы смотрел, учился на них. Потом, когда мне предложили написать первый сценарий, я понял, что нужно подтянуть матчасть обязательно, потому что в книгах, наверное, всё-таки ерунды не напишут. Я прочитал одну другую книгу, что Сидфилд, киносценарий, вот Александр Митта, «Кино между раем и адом», книги Александра Молчанова читал. Есть у меня ещё книга, Роберта Макки, которую до сих пор никак не могу прочитать. Из-за того, что все эти книги по сценаристике, они, в общем-то, пишут об одном и том же. Там написано одно и то же, просто немножко с разных сторон. И для того, чтобы не расслабляться и быть, так сказать, наплаву, нужно периодически что-то читать, чтобы приводить себя в форму. Книги по сценаристике, действительно, очень много объясняют, как выстроить структуру таким образом, чтобы фильм смотрелся правильным. Так что книги читать тоже рекомендую и советую, это очень полезно.

КФ: Скажите, а в какой момент заканчивается работа сценариста над сериалом, фильмом? В момент, когда сдается последний черновик сценария? Или потом еще приходится много дорабатывать, и возможно даже приходить на съемочную площадку?

Александр: Я на съемочной площадке не был ни разу, но я вам так скажу, что работа сценариста заканчивается грубо говоря, в тот момент, когда серии выходят в эфир. То есть что происходит. Пишется черновик сценария, он сдается, он принимается. На съемках могут возникнуть какие-то дополнительные идеи, и прямо в процессе могло что-то измениться, и какие-то смешные моменты могли придумываться буквально за день или в день съемок. Вот, например, в 4-й серии был момент, где Горшок приходил к врачу, и она доставала из глаза пиявку. Вот этот момент мы придумали буквально за день, и это было очень забавно, потому что мне позвонили и сказали, что надо что-то придумать. Вот он приходит к врачу, и что? Как-то надо оживить, что-то какое-то дикое сделать. Я говорю, окей, хорошо, вызов принял. Я говорю: «Давай - вот у нее стеклянный глаз, в глазнице она держит пиявку, которую у нее высасывает, какие-то отложения». И он сам даже немножко удивился, спросил: «Думаешь, стоит?». Я говорю: «Давай». Все, сняли эту сцену. И потом она одна из любимых запоминающих стала, даже, по-моему, на YouTube она есть вырезанная, у нее там какие-то безумные тысячи просмотров, люди смеются. Вот так. Что касается длительности работы, то работа продолжается, пока еще ведутся съемки, монтаж, озвучка. Так что фактически работа сценариста заканчивается в тот момент, когда выходит последняя серия сериала.

КФ: А в том случае, если выйдет еще режиссерская версия, то, может быть, еще лет через 5.

Александр: Да, я могу сказать, что режиссерская версия «Короля и Шута», вот она, собственно, есть. Это режиссерская версия, потому что Рустам – классный режиссер и делает все бескомпромиссно. Это нельзя назвать какой-то продюсерской версией. Он сделал и мы сделали так, как хотели, грубо говоря. И мы очень рады, что это все одобрили, и это все вышло, и это все увидели.

КФ: Когда ваш сценарий экранизируется, и вы видите картинку, у вас не бывает такого, что вам не нравиться какой-то актер или еще что-либо? Как это у вас проходит?

Александр: Бывает. Это, я могу сказать, довольно забавное ощущение. Поэтому я стараюсь не привязываться эмоционально прямо каким-то сценам, к своему видению сцены. Потому что я понимаю, что может быть все совершенно по-другому. Мне это может не понравиться, но поскольку зрители не знали, как это было написано, то они видят картину в чистом виде, поэтому здесь я стараюсь свои чувства все-таки загонять куда-нибудь поглубже. Такие моменты, конечно, были. Даже в «Короле и Шуте» не буду говорить какие, я придумал сцену одним образом, а все это было отснято по-другому, меня это что-то где-то немножко покоробило, а когда уже это вышло, я понял, что да наверное, так стало лучше, стало веселее в какой-то степени, интереснее. То есть допустим, вот самая, такая яркая сцена, вызвал противоречивые чувства образ феи-повелительницы-мух, потому что я ее представил в голове как фею с крылышками, какое-то лесное создание. А Рустам ее сделал вот такой интересной феей. И спустя какое-то время я понял, что, наверное, это было правильнее. Потому что все-таки у нас "панк-сказка", и нужно сделать было "по-панковски". А если бы сделали ее таким образом, как придумал я, ну наверное, было слишком бы сахарновато, скорее всего. Так что сейчас я признаю, что этот образ был лучше, чем придумал я. Нужно дать время себе привыкнуть и понять.

-2

КФ: Вы говорили, что вы на день все ставите задачу, сделаете две творческие задачи и что даже если она маленькая, вы ищете какие-то материалы. Вот какие материалы вы обычно ищете? Чем вы подкрепляете эту работу по придумыванию нового образа или сцены?

Александр: Я могу сказать, что проводить изыскания для сценария – это, наверное, моя любимая часть работы, поскольку работа сценариста вообще очень интересная, потому что тебе нужно для каждой конкретной истории изучать совершенно разные интересные вещи, про которые ты не стал бы ничего искать при жизни. Это может быть что-то страшное, что-то смешное, что-то противоречивое, что-то жуткое... И ты начинаешь просто искать информацию в интернете, какие-то там статьи, интервью и исходя из этого у тебя формируются более широкие и правильные представления о теме своей работы. И более того, в процессе этих изысканий могут возникнуть в голове какие-то образы, которые станут основой для сюжетных линий, сцен, характеров персонажей. Изыскания можно проводить, как в интернете, если что-то совсем сложное, можно пойти в библиотеку, найти какую-нибудь книгу. Но это часть исследовательской работы, часть такого поиска, которое само по себе является неким путешествием и неким приключением. Поэтому для меня это самая интересная и самая любимая часть работы.

КФ: Хотелось бы услышать от вас, многие начинающие режиссеры не верят в то, что можно как-то пробиться в большое кино и в общем, работать над большими проектами. Так ли это?

Александр: Ну, вроде бы нет, потому что я как будто бы являюсь подтверждением. Потому что это не так. То есть я практически до 29 лет работал в библиотеке. Несмотря на то, что это отличная работа, я прекрасно там провел время и благодарен безумно своим коллегам, всегда любил кино и просто ухватился за возможность. Возможность была призрачная на самом деле. Конечно, у нас был проведен этот питч. Я приложил, естественно, к этому какие-то старания, выиграл в конкурсе. Меня заметили ребята из компании «Байкал-кино» - наше местное кинопроизводство, и пригласили просто навстречу пообщаться, подумать над какими-то проектами. Я помню, что в этот момент дико испугался, потому что они к тому времени уже были достаточно крутыми и известными. У нас было снято несколько фильмов «Решала», которые в том числе и показывали по всей России. Поэтому был некий мандраж, стеснение. Я в какой-то момент думал вообще идти мне или не идти, встречаться с этими людьми или не встречаться, а вдруг что-то пойдет не так? Но я все-таки этот страх переборол и пошел. И мы начали тогда работать над проектом «Шаман». После этого меня пригласили в Москву и я тоже боялся, там уже встречался с продюсерами. Тоже боялся, не хотел ехать. И я сейчас вспоминаю вот эти моменты и думаю над тем, что если бы я тогда отказался, если бы я тогда не пошел, я впадаю в какую-то дикую панику, дикий ужас, прям до холодного пота. Поэтому нужно цепляться за каждую возможность и делать всё возможное для того, чтобы свою мечту осуществить. А для этого нужно идти туда, где страшно. По-другому никак. Только переборов, это сомнение, стеснения, можно чего-то добиться. "Под лежачий камень, вода не течёт."

КФ: Александр скажите какое-нибудь пожелание нашим ребятам, которые работают, которые делают кино.

Александр: Делайте кино. Если вы это любите по-настоящему, конечно, делайте. Я считаю, что любовь к своему делу, она так или иначе найдет выход. При этом, кинопроизводство, оно достаточно многогранное. И если не сценаристом, если не режиссером, то редактором или работая на съемках, можно себя так или иначе найти. Можно найти себя в кино. Не опускайте руки никогда. В моей жизни было в работе множество моментов, когда хотелось все бросить к чертовой матери и пойти работать на завод условно. Если любите что-то, не отпускайте это никогда, не сдавайтесь. Делайте, делайте, делайте. Так или иначе это приведет к какому-то результату. В моем случае привело. Не могу, конечно, говорить за всех, жизнь одна и потом можно пожалеть, если не заниматься тем, чем любишь. Не столько важно какая-то престижность этой профессии, сколько осознание того, что я занимаюсь любимым делом, дает очень многое, дает силы жить и работать. И вам тоже этого желаю.

КФ: Спасибо вам большое за то, что согласились на встречу. Для нас это было очень познавательно и интересно. Спасибо вам огромное желаем вам больших успехов в кино.

Материал подготовил Тихон Виноградов.